Один из известнейших контратеноров мира Макс Эмануэль Ценчич 28 мая 2018 года в пятый раз выступил в Москве, на этот раз в Концертном зале им Чайковского, что вызвало огромный интерес у публики.
Этим концертом завершился V Международный фестиваль вокальной музыки «Опера априори», проводимый агентством «Apriori arts». От года к году программы фестиваля всё более раритетны.
Первый концерт с барочными ариями, в большинстве неизвестными московской публике, с огромным успехом прошёл (04.12.2013) в Московском международном доме музыки в сопровождении камерного оркестра «Виртуозы Москвы» п/у Владимира Спивакова. Успеху концерта весьма поспособствовал необычный репертуар.
К тому времени контратенора перестали быть в России западной экзотикой. Здесь появились свои, весьма неплохие контратенора, которые, надо признать, более востребованы за рубежом: Вячеслав Каган- Палей, Олег Рябец, Василий Хорошев, Вадим Волков. Правда, таким разнообразным и раритетным репертуаром, как Ценчич или Жарусски, они не владеют. В последнее время появился очень перспективный контратенор Дмитрий Синьковский, уже известный как скрипач-аутентист.
Затем Ценчич пел в Концертном зале им. Чайковского в двух неизвестных москвичам операх: Г. Ф. Генделя «Александр» (15.09.2014) и Адольфа Хассе «Сирой» (17.10.2015). Обе оперы шли в концертном исполнении с оркестром «Armonia Atenea» п/у Георгия Петру. Ярче запомнилось участие Ценчича в «Александре».
Два года назад 01.06.2016 в Большом зале Московской консерватории Ценчич дал сольный концерт, закрывая III фестиваль «Опера априори». Концерт был частью турне-презентации нового диска с сочинениями Алессандро Скарлатти, Николо Порпоры, Леонардо Винчи и Леонардо Лео. Солист выступал в сопровождении Московского камерного оркестра Musica viva п/у Максима Емельянычева. Уже тогда Ценчич экономил голос. В быстрых ариях не было той отточенности, которая так восхитила всех в 2013 году.
Особенностью программы выступления Ценчича в Москве в 2018 году была её монографичность: она состояла только из произведений Никола Порпоры. Аккомпанировал в этот раз Московский камерный оркестр «Musica Viva», дирижировал его художественный руководитель, главный дирижёр и солист Александр Рудин. Программа этого концерта настолько раритетна, что есть смысл привести её полностью.
Никола Порпора (1686–1768)
Первое отделение:
Увертюра к опере «Агриппина»;
Ария Агамемнона «Tu spietato non farai» из оперы «Ифигения в Авлиде»;
Ария Тезея «Nume, che reggi il mare» из оперы «Ариадна на Наксосе»;
Концерт для виолончели, струнных и basso continuo соль мажор;
Ария Орландо «Ombre amene» из серенаты «Анжелика и Медор»;
Ария Филандра «D’esser gia parmi quell arboscello» из оперы «Филандр».
Второе отделение:
Sinfonia из оперы «Узнанная Семирамида»;
Ария Лоттарио «Quando s’oscura il cielo» из оперы «Карл Лысый»;
Ария Аэция «Lieto sara di questa vita» из оперы «Аэций»;
Камерная симфония соль мажор, ор. 2 № 1;
Ария Турно «Va per le vene il sangue» из оперы «Триумф Камиллы»;
Ария Лоттарио «Se rea ti vuole il cielo» из оперы «Карл Лысый».
Бисы:
Ария Арминия «Qual turbine che scande» из оперы «Германик в Германии»;
Римский-Корсаков . Третья песня Леля «Туча со громом сговаривалась…» из оперы «Снегурочка».
Монографические концерты – вещь обоюдоострая. В одних случаях они демонстрируют разнообразие жанров, подвластных композитору, или богатство его фантазии. Такими могут быть монографии Гайдна. В других случаях это поток виртуозных арий, радующих ухо, но не затрагивающих душу и сердце, похожих друг на друга и заметного следа в памяти не оставляющих. Увы, именно так предстал перед нами Николо Порпора в ходе концерта.
О существовании этого композитора я узнал в далёкой юности, более полувека назад, из романа Жорж Санд «Консуэло». Интернета ещё не было в самых смелых фантазиях, и мои представления о Порпоре сложились под влиянием этого романа.
В нём Порпора предстаёт на закате своей жизни не столько как композитор, как один из самых великих вокальных педагогов своего времени, учитель Фаринелли, Кафарелли, Гассе и других. В своих вкусах он крайне консервативен и говорить может только о падре Мартини, Дуранте, Монтеверди, Палестрине. Порпора вернулся из Англии, проиграв в конкурентной борьбе с Георгом Фридрихом Генделем. Он показан как озлобленный старик лет под восемьдесят, живущий прошлым и влачащий горестное существование. Уже при жизни его стали забывать, умер он в нищете.
Как показывает практика, за редкими исключениями, вроде Иоганна Себастьяна Баха или Франца Шуберта, несправедливо забытой музыки, как и композиторов, нет.
Но вернёмся от истории к рецензируемому концерту.
Увертюра к опере «Агриппина», открывшая концерт, показала, в каком прекрасном состоянии находится оркестр «Musica Viva». Без всяких деклараций и громких заявлений, только кропотливой работой он добился практически аутентичного звучания. Чувство стиля и вкус – это фирменные качества «Musica Viva». Если кто и был безупречен в рецензируемом концерте, так это оркестр и его худрук и солист Александр Рудин.
Ценчич начал программу арией Агамемнона из оперы «Ифигения в Авлиде». Сначала в голосе певца слышался небольшой «песочек», но в ходе пения он исчез. Эта ария быстрая, требующая отточенности пассажей и фиоритур, которые у Ценчича были небезупречны. И так во всех быстрых ариях: Филандра, Аэция, второй арии Лоттарио.
Осталось ощущение, что певец бережёт голос, на слишком высокие ноты не выходя – выше ре второй октавы он не поднимался. Вообще, слышалась какая-то «высотная небрежность». Да и динамический диапазон у него не широк.
Зато все номера медленного характера прозвучали у Ценчича прекрасно: арии Тезея, Орландо, Турно, первая ария Лоттарио. В них Ценчич продемонстрировал красоту своей кантилены.
Но во всём блеске своего вокального мастерства Ценчич предстал перед нами в первом бисовом номере – быстрой арии Арминия из оперы «Германик в Германии». Динамический диапазон расширился, колоратуры расцвели присущими Ценчичу красками, заискрились; все нотки были пропеты ровно, ни одна не проглочена. Мы услышали наконец того молодого Ценчича, с которым познакомились пять лет назад.
Второй бис – песня Леля из «Снегурочки» была спета сильным, полным и подвижным оперным голосом. Глубокой русской интерпретации не получилось, да её трудно было ожидать – уж больно отличается эта музыка от привычного репертуара певца. Чтобы проникнуть в её суть, недостаточно переодеться в «русскую» красную рубаху, шитую золотом, в которой Ценчич вышел на второй бис. Но бурные аплодисменты он сорвал. Это стало яркой точкой всего концерта.
На второй бис Александр Рудин с блеском аккомпанировал певцу за роялем.
Вообще роль Рудина в этом концерте невозможно переоценить. Он виртуозно, стилистически точно и интеллигентно аккомпанировал солисту, блистательно солировал в виолончельном концерте соль мажор Порпоры, великолепно продирижировал симфоническими антрактами и продемонстрировал прекрасный класс владения роялем.
Это универсальный музыкант экстра-класса с безупречным вкусом и огромной эрудицией. Ему и его оркестру подвластны все стили, в том числе и барокко. При этом Александр Рудин невероятно скромен и чужд рекламной шумихе, сопровождающей деятельность иных подобных коллективов и их руководителей.
Владимир Ойвин