13 мая 2022 года в зале «Зарядье» завершился цикл «Метнер и Рахманинов».
Получить от серьезного композитора подробную программу его сочинения – неслыханное везение! Что мы имеем чаще всего? Крошечную цитату, какой-нибудь намек, сделанный вскользь. Или загадочное суждение, дошедшее до нас через третье изложение. Вспомним, к примеру, темы рока в симфониях Чайковского или «лесные звуки», о которых упомянул Скрябин, говоря о своей последней сонате… Иное дело у Метнера! Он был окружен любящими людьми, благоговеющими перед его личностью и искусством и точно фиксирующими многие его высказывания! А композитор, со своей стороны, не скупился на пояснения и расшифровки, без которых наше понимание его непростой музыки было бы неполным.
В этом смысле трехчастный Концерт № 3 (баллада) для фортепиано с оркестром, ми минор, соч. 60 Николая Метнера – пример более чем яркий. Написано о нем композитором очень подробно, поэтому дадим себе труд прочесть и вникнуть в авторскую программу (с сохранением всех особенностей метнеровского текста).
«1-я часть связана с балладой Лермонтова “Русалка”. Плывя по реке голубой, озаряемая полной луной, Русалка поет о жизни на дне реки, о хрустальных её городах и о том, что там спит витязь “чужой стороны”, который остается “холоден и нем” к её ласкам. На этом кончается (обрывается) баллада Лермонтова и 1-я часть концерта. Но в интерлюдии и финале лермонтовский витязь, который мне представляется олицетворением духа человеческого, убаюканного, усыпленного чарами земной жизни (“река”), – витязь-дух постепенно пробуждается, подымается и запевает свою песню, в конце (кода концерта) превращающуюся в своего рода гимн».
Сложность замысла однозначно определяет непростоту воплощения. В этом – объяснение того, почему концерт нечасто появляется в афишах: одолеть эту махину дано не каждому! Тем понятнее ожидания публики, заполнившей зал «Зарядье», где в последнем концерте цикла «Метнер и Рахманинов» с упомянутым концертом соседствовали «Симфонические танцы» Рахманинова.
Признаем это естественным: поздние, практически «закатные» произведения, в которых вдохновение великих авторов идет рука об руку с обретенными мудростью и мастерством, вызывают естественное желание погрузиться в стихию их творчества и прочувствовать ее как можно ближе. «Танцы» датированы 1940 годом, Рахманинов успевает их исполнить в своих поздних дирижерских программах. А концерт сочинялся в военные годы, закончен в 1944-м, и перипетии тех лет остро, как свидетельствуют мемуаристы, переживались Метнером. Композитор уже нездоров, сердечные приступы преследуют его, мешая работать и даже заставляя отменять выступления. А ведь, напомним, именно клавирабенды, где Метнер выступал как солирующий пианист, давали возможность заработка и содержания семьи.
Несмотря ни на что, Концерт-баллада был закончен, несколько раз «обыгран» автором в двухрояльном варианте и в том же 1944 году впервые исполнен в Лондоне с оркестром под управлением Адриана Боулта (заметим также, что это было одно из последних публичных выступлений Николая Метнера как пианиста).
Устроителям программы – а это именно зал «Зарядье» – предстояло решить непростую проблему: среди сотен людей, играющих на фортепиано, найти подлинного поклонника творчества Метнера! И такой человек – пианист Николай Луганский – нашелся! Более того – выбор попал в десятку!
Концерт пользуется любовью артиста. Вполне естественно, он вошел в его репертуар. Исполнение концерта было задумано отнюдь не вчера: оно намечалось в Испании ещё в 2020 году! Дирижировать предстояло единомышленнику и другу – Александру Ведерникову. Судьба вмешалась самым жестоким образом: гастролям помешала пандемия, а дирижер безвременно ушел из жизни…
Но в Испании не стали отменять концерт – переназначили его на нынешний, 2022 год. Кроме прочего, к этому времени сложился творческий тандем с дирижером Феликсом Коробовым, и в этом содружестве 30 апреля концерт был исполнен в Саратове, так что на сцену в «Зарядье» был вынесен, что называется, пережитый и глубоко прочувствованный продукт.
Пианизм Луганского – размеренный и спокойный, твердо стоящий на земле и лишенный романтических излишеств – предстал в этот вечер в лучшем виде. Доверие к серьёзности исполняемого – его отличительная черта. И ещё одно качество, почти утерянное в современном пианизме, – четкость игры, когда ясно слышен каждый играемый звук и ничто не теряется в волнах педали или в избыточном пафосе преувеличений.
В нашем случае ситуация «осложнилась» неравнодушным отношением пианиста к Метнеру. В нескольких интервью он назвал Метнера любимым композитором, к музыке которого обращался многократно. Вот что говорил об Третьем концерте сам пианист:
«Это красивейшая музыка, но в отличие от Рахманинова или Шопена у концерта Метнера настолько необычная и протяженная форма, что редкие люди могут полностью эту красоту с первого раза объять и понять. Чем больше слушаю и занимаюсь, тем больше влюбляюсь в него».
Все участники процесса – чуткий к подробностям и внимательный Госоркестр России имени Евгения Светланова, ведомый Коробовым, и солист Луганский – с пиететом отнеслись к музыке, не потеряв ни единого из поворотов сюжета. Это и предопределило успех всего концерта.
По-иному прозвучали «Симфонические танцы» Рахманинова. Возможно, это входило в замысел дирижера, но они оказались некоторым контрастом к первому отделению. Как правило, это произведение исполняется оркестрами высокого мастерства и возможностей. Сама структура трехчастного произведения предполагает, что мы услышим некое развертывание замысла, движение авторской мысли от надежд и попыток умиротворения в первых двух частях – к сумрачному итогу финала.
Присутствие темы Dies irae, настойчиво повторяющейся в поздних сочинениях Рахманинова, с несомненностью указывает на трагическое восприятие автором перипетий прожитой жизни – и предвидения её неизбежного конца. Но значимость текста должна иметь своего рода простор, место для своего произнесения. И тут чрезвычайно важным становится гармоничное понимание темпа происходящего в музыке. Они, эти темпы, показались преувеличенными. Возникло некоторое противоречие.
Все звучало прекрасно, оркестровые группы демонстрировали превосходную сыгранность. И в то же время, вероятно, сказалась инерция, почти неизбежная после массивной интерпретации концерта в первом отделении. Возможности оркестра были использованы почти до предела! Коллектив показал себя с лучшей стороны: как струнные, так и духовые не потеряли мелодических линий, оставшись в акустическом равновесии, и сложная рахманиновская оркестровка была явлена во всем великолепии.
В заключение хочется отметить итог проведенного в «Зарядье» цикла: отечественная исполнительская метнериана получила очень мощный и содержательный импульс. Хочется выразить надежду, что музыка Метнера получит гораздо больше места в пианистических программах, рядом с его великими современниками – Рахманиновым и Скрябиным.
Александр Церетели