Один из старейших (с 1943 года) и авторитетных международных фортепианных конкурсов имени Маргариты Лонг, являющийся частью Конкурса Лонг-Тибо-Креспен состоялся в Париже с 8 по 16 ноября 2019 года.
Лауреатом V премии стала 15-летняя ученица 9 класса Центральной музыкальной школы при Московской консерватории им. П. И. Чайковского Александра Стычкина (класс Миры Марченко).
Жюри конкурса состояло из концертирующих пианистов мировой известности. Россию в жюри представляла Юлианна Авдеева. В него также входили: Бернар Шамаю (художественный директор конкурса), Мари Жозеф Жюд, Кирилл Герштейн, Марк-Андре Амлен, Жан Бернар Помье (самый младший финалист Второго международного конкурса им Чайковского в 1962 году), Анна Кеффелек, Ксю Зонг.
Председателем жюри была Марта Аргерих, подвергшаяся критике газетой «Фигаро» за то, что присутствовала на конкурсе только на выступлениях конкурсантов с оркестром.
На участие в конкурсе было подано несколько сотен заявок. В 10 городах по всему свету, в том числе и в Москве, состоялись предварительные записи сольных программ претендентов, из которых были отобраны 50 человек для участия в первом очном туре.
Среди них были шесть конкурсантов из России: Татьяна Дорохова, Анна Генюшене, Александр Панфилов, Александра Стычкина, Елизавета Украинская и Алексей Мельников, который после получения III премии на XVI конкурсе им. Чайковского летом текущего года отказался от участия в парижском конкурсе. Таким образом, в первом туре участвовали пять россиян.
Алексей Мельников: «Ранимые музыканты, как правило, самые интересные»
В первом туре, который проходил 8 и 9 ноября 2019 г. в зале им. Альфреда Корто Ecole Normale de Musique, все конкурсанты играли «Andante с вариациями фа минор» Йозефа Гайдна HOB XII/6, Вторым было любое сочинение для фортепиано, длительность которого в сумме с «Вариациями…» Гайдна не превышала 20 минут.
Во второй тур – полуфинал (11 и 12 ноября), ‑ жюри могло пропустить не более 12 участников. Длительность выступления во втором туре 40 мин. Из россиян в полуфинал прошли Александра Стычкина и Анна Генюшене. В программу полуфинала в качестве обязательного сочинения вошли первые части одного из фортепианных квинтетов: Иоганнеса Брамса фа минор, ор. 54, Сезара Франка фа минор`FWV 7, или Антонина Дворжака ля мажор, ор. 81.
Конкурсанты выступали в ансамбле со струнным квартетом «Гермес» в составе: Омер Бушез – первая скрипка, Элиз Лю – вторая скрипка, Син Син Лу Чанг – альт, Энтони Кондо – виолончель.
Кроме части квинтета конкурсанты исполняли сочинения французских композиторов: Камилла Сен-Сана, Габриэля Форе, Эммануэля Шабрие, Деода де Северака, Поля Дюка, Оливье Мессиана, Анри Дютийе, Пьера Булеза.
Финал, в который прошли шесть конкурсантов, в том числе и Александра Стычкина, проходил в Доме французского радио и состоял из двух частей. 13 и 14 ноября каждый конкурсант исполнил часовую сольную программу. В ней прозвучали: сочинение Мишеля Жареля, специально написанное к конкурсу, одно произведение Дебюсси или Равеля и остальные по собственному выбору конкурсанта.
15 и 16 ноября конкурсанты исполнили по одному фортепианному концерту в сопровождении Французского национального оркестра п/у Жеско Ширвенда. А. Стычкина в финале, кроме обязательной пьесы Жареля, играла: Дебюсси «Образы» первую тетрадь, 15 инвенций И. С. Баха, `BWV 772 – 786, Вариации Ф. Листа на тему Баха, S 180, и Первый фортепианный концерт Л. ван Бетховена.
Александра Стычкина является младшей представительницей трёх поколений музыкальной династии. Она родилась в 2003 году в Москве. Обучается в Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (класс Миры Марченко).
Лауреат международных конкурсов в Тбилиси и Астане, Международного конкурса им. Владимира Крайнева в Московском доме музыки. Получила II премию на конкурсе «Проект Марты Аргерих» в Лугано и III премию на Международном конкурсе им. Фредерика Шопена в Китае (2018). Участвовала в мастер-классах Андраша Шиффа в Вигмор-холле и Сергея Бабаяна на Фестивале в Вербье. Выступала с дирижерами Владимиром Спиваковым, Кеном-Дэвидом Мазуром и Ильей Гайсиным.
Регулярно выступает в Московской консерватории, Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и на различных площадках Саратова, Ульяновска, Казани, Екатеринбурга и других городов. Принимала участие в Музыкальном фестивале в Рейнгау, Фестивале камерной музыки в Венгрии, фестивале «Черешневый лес», концертах во Франции, Эстонии и Грузии, Швейцарии и Германии. Участвует в проектах фонда Владимира Спивакова и фонда «Новые имена».
Весной 2017 года дебютировала в лондонском Барбикан-центре. В декабре 2018 г. участвовала в XIII фестивале «Лики современного пианизма» в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Не раз была гостем телевизионной программы «Нескучная классика».
12 декабря сего года Александра Стычкина выступит в программе Камерного оркестра «Виртуозы Москвы» п/у Владимира Спивакова с исполнением Концерта № 9 Моцарта в Зале им. С. Рахманинова Филармонии 2.
Её дед – известный пианист и выдающийся ансамблист Владимир Сканави. Он с отличием закончил Московскую консерваторию в 1966 году по классу фортепиано у Якова Мильштейна и камерного ансамбля у Константина Аджемова. С 1965 года он постоянно выступал в дуэтах, трио, квинтетах, исполняет сочинения на двух фортепиано с такими замечательными музыкантами как Наталья Гутман, Лиана Исакадзе, Гидон Кремер, Александр Рудин, Владимир Крайнев, Елизавета Леонская, Виктор Пикайзен.
Особое место в творческой биографии В. Сканави занимает многолетнее сотрудничество с выдающимся скрипачом Олегом Каганом, с которым пианист исполнил в концертах огромный репертуар, включающий все сонаты Баха и Бетховена, Моцарта и Брамса, Прокофьева, Шостаковича, Шнитке.
С О. Каганом и другими своими партнерами В. Сканави гастролировал практически во всех странах Европы, в США, Австралии, Японии; он выступал в самых прославленных залах мира, таких как Большой и Малый залы Московской консерватории, «Ла Скала» в Милане, «Гаво» в Париже, «Музикферайн» в Вене, «Консертгебау» в Амстердаме; участвовал в знаменитых музыкальных фестивалях — «Декабрьские вечера» Святослава Рихтера и летний фестиваль в г. Тур (Франция), фестиваль им. Пабло Казальса в г. Прад (Испания), фестивалях во Франции, Италии, Финляндии.
В настоящее время Владимир Сканави ‑ профессор Московской консерватории по классу камерного ансамбля.
Мать Александры –солистка Московской филармонии, лауреат многочисленных международных конкурсов Катя Сканави, дочь Владимира Сканави. Она училась в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории, Национальной консерватории в Париже, Московской консерватории и Институте музыки в Кливленде (США), где её педагогами в разное время были Татьяна Зеликман, Владимир Крайнев, Николай Петров, Вера Горностаева, Сергей Бабаян.
Ровно 30 лет назад в 1989 году Катя Сканави стала сенсацией Конкурса им. Маргариты Лонг. 17-летняя пианистка получила тогда третью премию, и приз зрительских симпатий. Её выступление в парижском зале «Плейель» со Вторым фортепианным концертом Сен-Санса в сопровождении оркестра Французского радио прошло с аншлагом. Затем последовал Гран-при конкурса им. Марии Каллас в Афинах и спецприз на конкурсе Вана Клиберна в Форт-Уорте (США).
Премия на конкурсе им. Маргариты Лонг дала старт международной карьере Кати Сканави. Она сотрудничает с крупнейшими инструментальными коллективами мира, в числе которых симфонические оркестры Московской филармонии, Хьюстона, Монте-Карло, Варшавы, Национальный оркестр Франции, камерный ансамбль «Солисты Москвы», камерный оркестр «Кремерата Балтика».
Пианистка часто выступает за рубежом с сольными программами и со всемирно известными музыкантами и дирижерами, среди которых Иегуди Менухин, Гидон Кремер, Курт Мазур, Юрий Башмет, Саулюс Сондецкис, Виктор Третьяков, Максим Венгеров. Ей рукоплескала публика престижнейших залов мира, в числе которых Музикферайн и Концертхаус (Вена), Консертгебау (Амстердам) и Ла Скала (Милан), Сантори-холл (Токио) и Симфони-холл (Осака), Шаушпиль-хаус (Берлин), залы Гаво, Плейель и театр на Елисейских полях (Париж).
К. Сканави записала несколько компакт-дисков, главным образом для лейбла Lyrinх. Запись диска с произведениями Шопена на лейбле Pro Piano была признана журналом «Граммофон» лучшей записью классической музыки месяца.
Поздравим её 15-летнюю дочь Сашу с большим успехом на одном из самых представительных фортепианных конкурсов и пожелаем ей уверенно продолжить шествие по пути, усыпанному не только розами.
Владимир Ойвин