В столичной «Геликон-Опере» прошла серия показов спектакля, посвящённого 75-летию Нюрнбергского трибунала.
Постановка построена на Реквиеме Джузеппе Верди. Выбор, можно сказать, от обратного — заупокойная месса ко дню Суда народов над убийцами. Впрочем, позиция театра не оставляет сомнений в разумности такого выбора.
«Геликон» напоминает (я цитирую):
«Фиксация злодеяний нацистов проводилась ведь ради главного: недопущения впредь ничего подобного».
В этой постановке бессмертное произведение Джузеппе Верди обрело новое звучание и новый смысл. Это реквием по миллионам жертв Второй мировой войны: солдат и мирных, ни в чем не повинных жителей.
Реквием Верди — это заупокойная месса, предназначенная для церковных богослужений. Написана на латыни, но чтобы позволить российскому зрителю вслушаться, и главное, вдуматься, режиссер постановки Сергей Новиков решил сделать свой, адаптированный перевод.
«Здесь нужно максимально приблизиться, с одной стороны, к смыслу этой мессы, с другой стороны, нужно помочь вокалистам и сохранить те фонемы, которые для них важны, особенно в верхней тесситура. Такой, в общем, математический пазл»,
— объяснил режиссер.
Джузеппе Верди написал свой Реквием не столько в литургическом стиле, сколько в оперном. Одни элементы мессы исполняет хор, другие — солисты. Это сильно отличает произведение композитора от канонической духовной музыки.
«Это сложнейшее произведение в смысле техники вокальной, по крайней мере для сопрано. Я считаю, что это даже сложнее оперы»,
— призналась солистка Геликон-Оперы Ирина Окнина.
Музыка дополняется документальной военной хроникой. На экране — страшные кадры, снятые в блокадном Ленинграде и в Освенциме, и записи узников из личных дневников — тех, кто видел события Второй мировой своими глазами.
«Те видеопроекции, те герои, которые на сцене, они просто абсолютно сливаются с музыкой Верди»,
— говорит генеральный директор, художественный руководитель театра «Геликон-опера», народный артист России Дмитрий Бертман.
Эту постановку посвятили 75-летию Нюрнбергского процесса, открытого 20 ноября 1945 года.
«75 лет спустя важно всё это помнить. Поскольку, как говорил, если не ошибаюсь, Ключевский, история — это не добрая учительница, а жестокая надзирательница, которая очень сильно наказывает за невыученные уроки»,
— отметил режиссер Сергей Новиков.
Александра Афанасьева, Новости культуры