Дирижер Теодор Курентзис вместе с хором и оркестром Пермского театра оперы и балета выступили в Москве.
Генеральный спонсор концерта банк ВТБ. В Большом зале Консерватории в исполнении музыкантов прозвучал Реквием Верди.
В Большой зал Консерватории Теодор Курентзис приехал сосредоточенным и молчаливым. Он уже отыграл два концерта «Реквиема» Верди в Перми. Теперь Москва. Маэстро напряжен, в отличие от хористов, которые шутят и смеются, настраиваясь на встречу с «оперой в церковных одеждах» – так называли «Реквием» современники Верди. Неслучайно певцы и музыканты одеты в стилизованные рясы.
«Это помогает нам оказаться в одном времени и в одном пространстве вместе»,
– рассказал скрипач, концертмейстер Камерного оркестра MusicAeterna Афанасий Чупин.
180 человек на сцене.
«Но для такого произведения, как «Реквием», певцов маловато»,
– считает хормейстер Виталий Полонский. Слишком экспрессивна и контрастна эта музыка, близкая к молитвенной.
«В этой музыке заключена жизнь и смерть, отношение музыканта, художника, человека к этому процессу, и смерть не воспринимается как окончание какого-то пути»,
– подчеркнул главный хормейстер Камерного хора MusicAeterna Виталий Полонский.
Курентзис уже исполнял Реквием Верди в Новосибирске. Спустя десять лет снова вернулся к нему.
Верди задумал Реквием к первой годовщине смерти Россини, но закончил его через пять лет, посвятил его Алессандро Мандзони, романами которого зачитывался в юности. Премьера прошла в 1874 году, в миланском Соборе Святого Марка. Дирижировал сам Верди. Поэтому Милан занимает центральное место в гастролях музыкантов.
Тарек Назми – экс-солист Баварской оперы – выступал с Курентзисом на Зальцбургском фестивале. В Москве певец впервые. Рад, что его премьерой здесь стал «Реквием» Верди.
«Реквием Верди – особенная музыка. В ней много страсти и молитвы. Исполнить такое произведение – счастье. Особенно, когда дирижирует Курентзис. Он умеет создать магию»,
– признался певец Тарек Назми.
Час сорок на одном дыхании. Звенящую тишину после последнего аккорда разрывают овации. Стоя аплодирует не только зал, но и музыканты.
В этом весь Курентзис, способный влюбить, и каждым нервом прочувствовать музыку.
После Москвы – европейские гастроли. Реквием Верди прозвучит не только в Италии, но и в Париже, Гамбурге, Брюсселе, Афинах. Домой музыканты вернутся только через месяц.
Елена Ворошилова, Новости культуры