«Мелодия» представляет мировую премьеру – запись «Буковинских песен» Леонида Десятникова в исполнении Алексея Гориболя, которому посвящен цикл, на виниловой пластинке.
Текст для буклета написала Мария Степанова, автор «Памяти памяти». Также буклет содержит фрагменты интервью композитора и пианиста журналу «Музыкальная жизнь».
Леонид Десятников – один из самых «текстуальных» композиторов нашего времени, однако в своем последнем камерном опусе – «Буковинских песнях» – он выбирает формат… «24 прелюдий для фортепиано»! Именно так звучит подзаголовок цикла.
Идущая от Баха традиция, адаптированная романтизмом в микрокосм «цикла миниатюр», а гипериндивидуалистами Шопеном, Скрябиным etc. возведенная в ранг «интимного дневника художника», скрещивается Десятниковым с закарпатским фольклором. Музыка «Буковинских песен-прелюдий» сочетает интонационную пряность западноукраинских ароматов с приемами из арсенала современной композиторской техники.
«В одном интервью Десятников говорит об инородной первооснове своих сочинений, внешнем импульсе, за которым он идет и от которого отталкивается, очень коротко: “Я называю это макгаффин”. Прочитав, я пошла гуглить.
Википедия объяснила, что макгаффин – киношный термин, обозначающий предмет или событие, которые необходимы для развития сюжета и характеров – и при этом совершенно не важны сами по себе. Сундук с пиратскими сокровищами, за которым все охотятся и который не достанется никому, или чеховское ружье, которое провисит на стене все три акта и так и не выстрелит, будут, наверное, ближайшими аналогами. Макгаффин может лежать на самом виду, может мелькнуть и исчезнуть в самом начале, но без него история не закрутится.
Самое интересное здесь – это сочетание предельной важности и абсолютной незначительности начального импульса, этой самой точки отсчета: как если бы действующий мир можно было построить из чего угодно, с четырех нот, как в телевизионном шоу».
(Мария Степанова, «Буковинские песни: двенадцать попыток заговорить»).
В первый раз эта музыка прозвучала в октябре 2017 года в балете American Ballet Theatre в хореографии Алексея Ратманского, в балет вошли 12 прелюдий из 24. Премьера полного цикла в исполнении Алексея Гориболя состоялась в Перми в июне 2018-го, в Москве «Буковинские песни» впервые прозвучали 1 октября.
Именно после московской премьеры была достигнута договоренность о записи «Буковинских песен» «Фирмой Мелодия». Леонид Десятников присутствовал на записи, и она заслужила его высокую оценку.
Творчество Леонида Десятникова – одного из самых востребованных российских композиторов сегодняшнего дня – трудно подогнать под какие бы то ни было рамки. Его не отнесешь ни к «диссидентствующим авангардистам», ни к «советским конформистам», ни к «неофольклористам». В эпоху, когда основная проблема композитора лежит в антиномии «оригинальности» и «заимствований», автор «Детей Розенталя» – оперы о клонированных композиторах-классиках – возводит «неоригинальность» в основной творческий принцип («Чем больше это меняется, тем больше остается тем же самым»). Композитор попросту устраняет оппозицию «свое/чужое».
Однако это далеко не идентично неоклассицизму Стравинского с его почти сальериевским отношением к композиции («Музыку я разъял как труп»); напротив, Десятников искренно верит в выбранные цитаты и аллюзии, что обеспечивает слушателям спасительные звукосмысловые «маячки» в мутных потоках современной академической разноголосицы.
Альбом выпущен ограниченным тиражом 300 копий. Начало продаж пластинки – 29 октября.
Леонид Десятников родился в 1955 году в Харькове, окончил Ленинградскую консерваторию. Член Союза композиторов России. Автор четырех опер, кантат, камерной вокальной и инструментальной музыки. Основные сочинения: опера «Дети Розенталя», либретто В. Сорокина; балеты «Утраченные иллюзии» и Opera; камерная опера «Бедная Лиза» по Николаю Карамзину; «Дар», кантата на стихи Гавриила Державина; «Любовь и жизнь поэта», вокальный цикл на стихи Даниила Хармса и Николая Олейникова; «Свинцовое эхо» для голоса/ов и инструментов на стихи Джерарда Мэнли Хопкинса; «Зима священная 1949 года», симфония для хора, солистов и оркестра. Автор музыки к фильмам: «Закат», «Затерянный в Сибири», «Подмосковные вечера», «Серп и молот», «Мания Жизели», «Дневник его жены», «Кавказский пленник», «Москва», «Мишень».
Алексей Гориболь – заслуженный артист России, продюсер, организатор ряда камерных международных фестивалей, признанный мастер-исполнитель современной академической музыки. С 1989 года Алексей Гориболь является инициатором и музыкальным руководителем многих уникальных проектов, связанных с творчеством выдающегося российского композитора Леонида Десятникова.
В творческом багаже пианиста около тридцати компакт-дисков. Руководил Фестивалем искусств в Костомукше (Карелия), создатель и художественный руководитель Левитановского музыкального фестиваля в Плёсе и Российско-финского музыкально-поэтического фестиваля «В сторону Выборга». Алексей Гориболь в разные годы был инициатором, ведущим организатором, автором монографических фестивалей Петра Чайковского, Яна Сибелиуса, Дмитрия Шостаковича, Бенджамина Бриттена, Леонида Десятникова в Москве и Петербурге. С 2019 года в Екатеринбурге в Ельцин-центре Алексей Гориболь проводит свой авторский цикл «Послушайте!». Сотрудничает с современными композиторами: Леонидом Десятниковым, Александром Чайковским, Георгием Пелецисом, Владимиром Мартыновым, Гией Канчели, Юрием Красавиным, Павлом Кармановым, Владимиром Ранневым, Алексеем Айги, Сергеем Ахуновым.
Мария Степанова – русский поэт, прозаик и эссеист, лауреат премии Андрея Белого (2005), премии Фонда Хуберта Бурды лучшему молодому лирику Восточной Европы (Германия, 2006), премии «Московский счёт» (2006, 2009, 2018), национальной литературной премии «Большая книга» (2018).
Леонид Десятников: Буковинские песни. 24 прелюдии для фортепиано.
Алексей Гориболь (фортепиано).
Записано в Большом зале Московской консерватории в марте 2019 г. Звукорежиссер – Михаил Спасский.
Компакт-диск на сайте «Мелодии»
Пресс-служба фирмы “Мелодия”