17 сентября Большой театр начинает новый, 238-й сезон, не только с новым гендиректором, но и без фактического руководителя оперной труппы.
Свой пост покинул Михаил Фихтенгольц — номинально начальник отдела перспективного планирования репертуара. Гендиректор Владимир Урин не продлил его контракт и изъял из грядущей афиши две запланированные им премьеры — «Мавру» и «Иоланту».
По словам Михаила Фихтенгольца, мотивировка отказа от его услуг звучала так:
«Считаю глубоким заблуждением Анатолия Иксанова отдать идеологию и стратегию развития оперы в руки нетворческого человека».
Судя по этому кадровому шагу, в ближайшее время ГАБТ ожидает не только смена конкретных первых лиц, но и серьезная структурная реформа. «Известия» выяснили, как устроена система управления оперой и балетом Большого театра в данный момент и как она может измениться в обозримом будущем.
Первым лицом в иерархии художественного руководства театром является главный дирижер и музыкальный руководитель — сейчас это Василий Синайский. Он же по умолчанию должен властвовать в оперном дивизионе.
В балете функции худрука закреплены за Сергеем Филиным (и временно исполняющей его обязанности Галиной Степаненко). Коллективами оперной и балетной трупп заведуют управляющие: в опере это — Маквала Касрашвили, в балете до 30 июня сего года был Руслан Пронин. Сейчас место Пронина, с которым экс-директор ГАБТа Анатолий Иксанов не продлил контракт, пустует. Таков фасад театральной власти.
Реальная расстановка сил выглядит иначе. В опере высшие полномочия до последнего времени де-факто были закреплены за Михаилом Фихтенгольцем. Сам Фихтенгольц пояснил «Известиям», что властью его наделил прежний гендиректор Анатолий Иксанов.
“Я не занимался рейдерским захватом, так исторически сложилось. Анатолий Геннадьевич делегировал мне полномочия — может быть, потому что когда все импульсы идут из одной точки, они согласовываются друг с другом”,
— предположил Михаил Фихтенгольц.
Помимо своих прямых обязанностей — перспективного планирования репертуара — Фихтенгольц ведал подбором постановочных команд, определением состава на премьеры и спектакли текущего репертуара, а также курировал созданную им Молодежную оперную программу. Не оставлял он без внимания и бытовые вопросы — например, размещение приглашенных солистов в гостиницах и составление репетиционных графиков.
К своим заслугам Фихтенгольц относит такие постановки последних лет, как «Кавалер розы», «Дитя и волшебство», «Сомнамбула». По его инициативе в театре дебютировали вокалисты Вероника Джиоева, Альбина Шагимуратова, Михаил Петренко, Томас Аллен, Лора Клейкомб и др., а также режиссеры Пьер Луиджи Пицци, Кирилл Серебренников, Стивен Лоулесс, Энтони Макдональд.
“Михаил — очень мобильный, решает все вопросы за пять минут. Он умница, грамотный, начитанный, талантливый человек, разбирается в опере, в голосах, в партиях. У меня с ним никогда не было проблем”,
— рассказала солистка Альбина Шагимуратова.
“Благодаря Михаилу Фихтенгольцу я потерял четыре года. Все прослушивания на премьеры делались так, чтобы о них знали только те, кому нужно знать. Миша умудрился сделать так, что его возненавидел весь театр”,
— парирует солист Максим Пастер.
“Те, кто хорошо поет, были при работе. Те, кто поет плохо, — не при работе. В Большом театре не любят людей, которые приходят что-либо менять”,
— считает Фихтенгольц.
Формальным руководителям оперы — Василию Синайскому и Маквале Касрашвили — приходилось мириться с доминирующим влиянием молодого менеджера. По словам последнего, с Синайским «обсуждалось абсолютно все, и он все одобрял». Касрашвили пыталась удержать власть. Протестуя против решений Фихтенгольца, она, по его словам, «шла к генеральному директору, который говорил ей: «Оставляем так».
Нынешнее решение Урина многих удивило: заняв директорский пост, он заявлял, что не будет торопиться со сменой кадров в Большом. Но начальник отдела перспективного планирования перспективу видел: по его словам, у него уже тогда было «интуитивное ощущение», что с новым директором он не сработается.
“Полагаю, ему много жаловались на то, что я захватил буквально всё,
— предположил Фихтенгольц.
Мириться с подобной ситуацией было бы не в стиле Урина. По его 18-летнему руководству Театром имени Станиславского и Немировича-Данченко известно, что Владимир Георгиевич не ограничивается административным директорством, но активно влияет и на художественную политику. Поэтому отдел планирования — в его сегодняшнем формате — едва ли будет ему нужен.
“Владимир Георгиевич сказал мне, что мою должность упразднят, а мой отдел вольется в продюсерский центр театра, которым руководит Антон Александрович Гетьман. Там работают линейные продюсеры, ведущие каждый конкретный спектакль”,
— сообщил «Известиям» Фихтенгольц.
В пресс-службе ГАБТа на вопрос о судьбе отдела сообщили, что «отдел как существовал так и существует. Не продлен контракт только с руководителем этого подразделения».
Так или иначе, с большой вероятностью можно прогнозировать, что позиции Маквалы Касрашвили в театре в ближайшее время укрепятся, Василию Синайскому придется активнее участвовать в творческом процессе, а Молодежной программе — несколько подвинуться и уступить место штатным певцам.
Если же Урин решит привлечь к руководству оперой новое лицо, то это точно будет не музыкальный критик (представителями этой профессии были все три начальника отдела планирования эпохи Иксанова — Петр Поспелов, Вадим Журавлёв и Михаил Фихтенгольц), а скорее музыкант-исполнитель или режиссер, с которым Урин начнет работать в тесном контакте — как в «Стасике» с Александром Тителем.
Вместе с тем решение Анатолия Иксанова привлечь к творческому руководству «нетворческих» людей, вряд ли можно назвать «глубоким заблуждением». Взгляд человека со стороны, хорошо знающего предмет, но не находящегося внутри творческого процесса, может быть весьма продуктивен. Разумеется, в том случае, если он не посягает на полномочия музыкального руководителя или управляющего труппой.
За примером далеко ходить не надо — в «Стасике», откуда пришел в Большой новый гендиректор, на процесс планирования достаточно весомо влияла Ирина Черномурова, занимающая должность начальника отдела по зарубежным связям.
Большой балет пока не в плане
Отдел перспективного планирования оперного репертуара появился в Большом с приходом гендиректора Анатолия Иксанова — в 2001 году. Однако Иксанов решил не создавать подобную структуру для Большого балета. Хотя когда ГАБТ возглавлял его предшественник, народный артист СССР Владимир Васильев, оперная и балетная труппы имели общий отдел планирования репертуара. По словам народного артиста СССР Вячеслава Гордеева, худрука балетной труппы в 1995–1997 годах, то, что на данный момент балет не имеет такого отдела, не идет труппе на пользу.
“В балете должен быть отдел планирования. Потому что балет — это не только артисты, но и оркестр, постановочная часть, а при подготовке к премьере — еще и мастерские. Это серьезный процесс, требующий заблаговременной координации всех составляющих,
— отметил экс-худрук.
Однако преемники Вячеслава Гордеева, Александра Богатырева и Алексея Фадеечева (худруков балета эпохи Васильева) обходились без данного отдела, доверяя организационные вопросы управляющему труппой, а художественными занимаясь лично.
Все решали связи и творческие пристрастия худруков, пропагандирующих собственные вкусы. Борис Акимов обогатил ГАБТ спектаклями Аштона и Пети, Алексей Ратманский — своими балетами, Юрий Бурлака — аутентичной хореографией, Сергей Филин — «Онегиным».
“Я всегда обладал свободой выбора и мог реализовывать свои идеи. У меня появилась идея поставить «Тщетную предосторожность» Фредерика Аштона, и я ее из Лондона привез,
— заметил «Известиям» Акимов, возглавлявший Большой балет в 2001–2003 годах.
Правда, на помощь худрукам, по словам Бориса Акимова, всегда был готов прийти продюсерский отдел, с которым «обсуждали репертуар и принимали решение».
Самым выдающимся в «поствасильевском» списке можно считать художественное планирование Алексея Ратманского — исключительно потому, что это было планирование хореографа, активно занятого постановкой своих балетов.
Сегодняшнее руководство на запрос «Известий» отвечает, что «объединять в один отдел вопросы балетного и оперного перспективного планирования не планируется. В любом случае, такого рода решения могут приниматься только совместно генеральным директором и творческими руководителями театра».
Между тем в Большом балете уже существует структура, которая при небольшой коррекции может взять на себя все функции отдела планирования. Это худсовет, созданный Анатолием Иксановым в помощь травмированному Сергею Филину.
Пока худсовет, возглавляемый Борисом Акимовым, занимается составами и гастролями, но вполне может претендовать и на планирование репертуара. Не в пример оперному отделу планирования, туда входят исключительно творческие люди — в основном народные артисты СССР, в отличие от критиков, телом впитавшие «идеологию и стратегию» развития балета. А значит, без оговорок отвечающие требованиям гендиректора к художественному руководству Большого театра.
Известия