Мэр Москвы Сергей Собянин передал в дар московскому театру «Геликон-опера» неизвестную ранее пьесу «Экспромт» Дмитрия Шостаковича.
Неизвестная ранее пьеса «Экспромт» знаменитого советского композитора и музыканта Дмитрия Дмитриевича Шостаковича была найдена в личном фонде Народного артиста РСФСР Вадима Борисовского, хранящегося в государственном архиве столицы, и была включена в Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Москвы.
Подлинность и уникальность найденной рукописи были подтверждены заключениями экспертов Российского института истории искусств и Архива Дмитрия Шостаковича Музея музыкальной культуры им. Глинки.
Автограф состоит из 2-х разрозненных листов, заполненных рукой автора с лицевых сторон.
На одном листе выписана партия альта, а на другом – клавир сочинения.
Пьеса (миниатюра) озаглавлена «Экспромт», снабжена темповыми обозначениями (Adagio – Allegro); в правых верхних углах проставлены роспись, номер опуса 33, дата и место создания (2/V 1931, Ленинград).
Под нотным текстом партии альта имеется дарственная надпись:
«Дорогому Александру Михайловичу на память о нашем знакомстве. Д. Шостакович 2/V 1931, Ленинград».
По мнению музыковедов, адресатом дарственной надписи был Александр Михайлович Рывкин, альтист, один из основателей Квартета им. Глазунова.
По словам экспертов, пьеса сочинялась спонтанно, «на случай»: об этом говорят ее название, точная дата и дарственная надпись.
Миниатюра снабжена номером опуса – свидетельством высокой авторской оценки композитора в момент создания произведения, позволившей Д. Д. Шостаковичу включить написанную в «один присест» камерно-инструментальную миниатюру в свой «Список сочинений» (опусник).
Впоследствии опусный номер 33 Шостакович отдаст музыке к кинофильму «Встречный» («Песня о встречном», Нас утро встречает прохладой…).
Внимания заслуживает и тот факт, что единственным примером тембрового сочетания альта и фортепиано в камерно-инструментальном наследии Шостаковича до сих пор считалась Соната для альта и фортепиано опус 147 (1975 год), последнее сочинение композитора. Пьеса «Экспромт» доказывает, что у гениальной Альтовой сонаты был тембровый предшественник.
На основании предоставленного специалистами заключения, Центральная экспертная комиссия Главархива Москвы включила нотный автографа Д. Д. Шостаковича – пьесы для альта и фортепиано «Экспромт» – в Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Москвы.
Департамент Культуры города Москвы