Согласно летописи, которую Валентин Александрович ведет уже более полувека, для “бородинцев” юбилейный концерт станет 5965-м. Двумя днями ранее коллектив отметил свое 60-летие (2005 год).
Перед выступлением Валентин Берлинский побеседовал с Ильей Овчинниковым.
– Многие музыканты разных поколений говорят, что работа в струнном квартете – самая изысканная, сложная, интересная и притом самая неприбыльная из всех исполнительских профессий. Так ли это, и почему?
– Импресарио считают, что гонорары, которые получает квартет, сравнимы с гонорарами солистов. Однако в квартете четыре человека, а сумма остается почти той же.
Так было всегда – финансовый дефицит, ощущавшийся в квартете, ощущается и по сей день. Но в том-то и дело, что мы не из-за денег начали работать в квартете. Мы думали не о заработке, а только о том, что это кладезь удивительных сочинений, написанных гениальными авторами. И нам хотелось с ними иметь дело.
– «Ты должен радоваться, что играешь хорошую музыку с неплохими музыкантами и получаешь за это еще какие-то деньги!» – так говорил Василий Ширинский, второй скрипач Квартета имени Бетховена. Этот коллектив уже существовал, когда возник ваш ансамбль. До какой степени «бетховенцы» были для вас ориентиром?
– Когда мы появились, Квартет имени Бетховена был в расцвете сил. Они начали в 1923-м, а мы в 1944-м – двадцать лет разницы. Когда мы были студентами, они были профессорами Консерватории. Они уже сыграли полный цикл квартетов Бетховена, массу русской музыки переиграли, были первыми исполнителями всех квартетов Шостаковича, кроме первого и последнего. Поэтому здесь не шла речь о конкуренции, и научились мы у них очень многому.
Я с большим пиететом вспоминаю Квартет имени Бетховена в целом и каждого музыканта в отдельности.
– В двадцать лет, когда ваш квартет только возник, думали ли вы, что коллектив войдет в Книгу рекордов Гиннесса и переживет свое шестидесятилетие?
– По крайней мере наша идея была как раз в том, что квартет должен существовать вечно.
– Однако его состав все же существенно менялся: примариуса Ростислава Дубинского сменил Михаил Копельман, затем на смену ему пришел Рубен Агаронян. Спрашивать, какой состав Квартета имени Бородина вы оцениваете выше других, было бы некорректно…
– Совершенно верно.
– Тогда какие особенности каждого из трех основных составов вы могли бы отметить?
– Что касается особенностей, я считаю не столько по составам, сколько «по головам» – по первым скрипачам: у нас несколько чаще менялась «середина», альт и вторая скрипка.
А первый скрипач – визитная карточка квартета, никуда не денешься от этого, так партитуры авторами написаны. Конечно, каждый состав чем-то отличается от предыдущего, каждый музыкант – творческая индивидуальность с присущими ей качествами.
Моя задача, как я всегда считал, сохранить главное – те традиции, которые были заложены в Квартете имени Бородина с самого начала. И это, на мой взгляд, удается.
Если говорить о прочтении одного и того же сочинения, возьмем для примера квартеты Бетховена опус 18 и сравним записи, сделанные с Дубинским, с Копельманом, и теперешнюю – какая из них мне ближе? Как это ни странно прозвучит, но самые сильные чувства у меня вызывает наиболее ранняя запись. Первый поцелуй, первое свидание, первое стихотворение – все это остается в памяти особенно крепко.
Говорю лишь о своем ощущении, оно может не совпадать с ощущением слушателя. Сейчас направление квартета остается вполне классическим, но ощущения свободы стало больше.
– Ваша запись пятнадцати квартетов Шостаковича, сделанная с Михаилом Копельманом, считается одной из лучших. Между тем тринадцать квартетов были записаны также предыдущим составом – с Ростиславом Дубинским, и сейчас вы вновь готовитесь к записи полного цикла квартетов Шостаковича. Что нового вам хочется добавить к уже записанным циклам?
– В первую очередь резюмировать опыт последних лет. Мы за эти годы неоднократно сыграли весь цикл, и не могли не возникнуть определенные коррективы – исполнительские, творческие, не меняющие духа сочинений. Некоторые детали были уточнены, кое-что переосмыслено, и мне хочется закрепить теперешний вариант.
– Время от времени Квартет имени Бородина выступает вместе с оркестром «Виртуозы Москвы». Как известно, именно «бородинцы» сидели за первыми пультами этого коллектива в начале его пути 25 лет назад. Как сложилось это сотрудничество?
– На постоянной основе оно продолжалось один год, после чего мы поняли, что это невозможно совместить с квартетом. Однако начало было заложено нами: у меня на кухне мы с Володей Спиваковым придумывали эту идею.
– Поддерживаете ли вы связь с бывшими коллегами по квартету?
– Безусловно. Общаемся с Дмитрием Виссарионовичем Шебалиным, он жив и здоров. С Володей Рабеем, с Рудольфом Баршаем иногда встречаемся.
С Михаилом Копельманом после его ухода лично у меня контактов нет.
Беседовал Илья Овчинников для “Газеты”, 18 января 2005