Ведущий – Елена Чишковская, Гость – Максим Шостакович.
Тема: Итоги года столетия Д. Шостаковича, «Ленинградская симфония» в исполнении оркестра «Новая Россия» под руководством дирижера М. Шостаковича (14 декабря).
Максим Шостакович – дирижер, сын композитора Дмитрия Шостаковича. Родился в 1938 году. Окончив специальную музыкальную школу при Ленинградской (ныне Петербургской) консерватории по классу Елены Ховен и фортепианный факультет Московской консерватории у Якова Флиера, Максим параллельно начал заниматься дирижированием — сначала в Ленинграде у Н. Рабиновича (1961-62 гг.), затем в Москве — под руководством А. Гаука и Г. Рождественского.
С 1964 года он работает ассистентом В. Дударовой в Московском симфоническом оркестре, а с 1965-го — ассистентом Е. Светланова. Затем М. Шостакович возглавил Симфонический оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио. С 1981 года Максим Шостакович живет в США, много гастролирует в разных странах мира.
«Симфония исполнялась в осажденном Ленинграде; всё это имеет огромное гражданственное звучание. Трудно сказать, что симфония навсегда останется визитной карточкой. Но, может быть, она останется героической симфонией Шостаковича. Например, у Бетховена тоже есть «Героическая симфония». Вот и «Ленинградская симфония» сыграла огромное значение в судьбе России. Она помогла выжить и победить. Понимаете, эта симфония – знаковая.
Идет симфония, а на экране вы видите какие-то соответствующие данному музыкальному настроению, переходящие от одного к другому, какие-то видеонастроения. Понимаете, это же хроника: ее сильное воздействие. Я когда смотрю, у меня мурашки по спине бегают. Сергей Давитая придумал сценарий по поводу того, что музыка соединена с изображением. Собрана богатейшая кинохроника военных лет.
Мне кажется, это очень интересный проект. Потому что он каким-то образом привлекает внимание. Может быть для людей, которые меньше знают музыку, этот видеоряд – путеводный. Он помогает им лучше разобраться, чему что соответствует в музыке. Это визуальное видеодейство, в которое он погружается, помогает ему лучше слушать музыку.
DSCH – это в немецкой транскрипции инициалы «Дмитрий Шостакович». Он употреблял их неоднократно: и в 10 симфонии и в знаменитом 8-м квартете. Это идет и во многих других произведениях. И Бах свое имя нотным языком обозначал. Просто он свое эго показывает в музыкальном языке, в контексте музыки: «я здесь».
Например, когда кончается 10-я симфония, написанная в 1953 году, в конце она так победно звучит, когда неоднократно на литаврах идет «DSCH». Это его победа. Он победил и пережил время. Это он, Шостакович. То есть в этом произведении он себя показал.»
Елена Чишковская, радио”Культура”