Ведущие музыкальные критики столицы отвечают на вопросы анкеты «Часкора».
Екатерина Бирюкова («Афиша», ОpenSpace)
1. Какие концерты этого филармонического сезона кажутся вам самыми интересными?
— Оркестр Баварского радио с Марисом Янсонсом в Большом зале консерватории, Будапештский фестивальный оркестр на фестивале симфонических оркестров, «Мёртвые души» Щедрина в Мариинке (это было концертное исполнение, так что в каком-то смысле концерт), «Мессия» Генделя в исполнении кёльнцев и Петера Ноймана в Зале Чайковского, «Орфей и Эвридика» Гайдна в исполнении Курентзиса в Зале Чайковского, проект «Другое пространство» в Московской филармонии — ну, из того, что я слышала в двух столицах.
Наверное, именно они вас и интересуют.
2. Можете ли вы назвать свои главные слушательские разочарования (от абонементов, фестивалей, циклов)?
— Главное — от оперного сезона Большого театра, хотя не знаю, насколько это в тему. А на концерты я хожу довольно избирательно, избегая серьёзных разочарований.
3. В какой из залов консерватории и филармонии (или же какие-то иные в Москве) вы больше всего любите ходить? Имея в виду сочетание акустики и выстроенность программ, комфорт и «намоленность».
— Конечно, ничто не сравнится с Большим залом консерватории. Но в последние годы совсем своим стал Зал Чайковского — там больше интересного происходит, чем где-либо. Новый Камерный зал филармонии тоже нравится.
4. Деятельность каких московских музыкантов и коллективов вы бы могли посоветовать (солисты, оркестры, дирижёры, институции)?
— В качестве институции — впереди всех Московская филармония.
Московские оркестры, за которыми интересно следить, — РНО и в последнее время «Новая Россия». Что касается персоналий — Плетнёв, Юровский, Курентзис, у Гергиева что-нибудь прекрасное можно поймать, скрипача Сергея Крылова не стоит пропускать, радует молодое поколение исполнителей, где много отличных музыкантов, скажем, альтист Максим Рысанов, скрипачка Алёна Баева, пианист Алексей Володин.
5.Чего вы ждёте от следующего сезона?
— Жду несколько опер в хорошем концертном исполнении, певицу Надю Михаэль, персональный абонемент Максима Рысанова, премьеру «Воццека» в Большом театре (Курентзис, Черняков).
Илья Овчинников («Время новостей», «Культура», «Частный корреспондент»)
1. Какие концерты этого филармонического сезона кажутся вам самыми интересными?
— Практически все концерты фестивалей «Московский форум» и «Возвращение». Дебют Владимира Юровского за пультом оркестра Большого театра. Прощальный концерт Альфреда Бренделя и «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» в исполнении Ивана Соколова.
Финальная программа шубертовского абонемента Геннадия Рождественского. Шестая симфония Малера в исполнении Российского национального оркестра. Вечер современной итальянской музыки с участием Duo Alterno и «Студии новой музыки».
2. Можете ли вы назвать свои главные слушательские разочарования (от абонементов, фестивалей, циклов)?
— Исполнение кантаты Андреаса Мустукиса «Богини из машины» и оперы Алексея Сюмака «Станция» на фестивале «Территория». Девятая симфония Альфреда Шнитке в редакции Александра Раскатова под управлением Юрия Башмета.
3. В какой из залов консерватории и филармонии (или же какие-то иные в Москве) вы больше всего любите ходить? Имея в виду сочетание акустики и выстроенность программ, комфорт и «намоленность».
— Большой, Малый, Рахманиновский залы консерватории. Во вторую очередь — Камерный зал филармонии.
4. Деятельность каких московских музыкантов и коллективов вы бы могли посоветовать (солисты, оркестры, дирижёры, институции)?
— Национальный филармонический оркестр России, Российский национальный оркестр, Большой симфонический оркестр, «Студия новой музыки», Московский ансамбль современной музыки; Геннадий Рождественский, Владимир Юровский , Джеймс Конлон, Александр Лазарев, Александр Рудин, Феликс Коробов, Алексей Любимов, Иван Соколов, Алексей Гориболь, Никита Борисоглебский.
5. Чего вы ждёте от следующего сезона?
— Не вижу причин, по которым следующий сезон будет чем-то сильно отличаться от предыдущего. В предыдущем достойных событий было немало, от следующего можно ждать примерно столько же.
Пётр Поспелов («Ведомости»)
1. Какие концерты этого филармонического сезона кажутся вам самыми интересными?
— Оркестр Баварского радио, дирижёр Марис Янсонс (филармония).
Будапештский фестивальный оркестр, дирижёр Иван Фишер (фестиваль оркестров мира).
Collegium Cartusianum и Кёльнский камерный хор, дирижёр Петер Нойман («Мессия» Генделя, филармония).
Прощальный концерт Альфреда Бренделя, фортепиано (филармония).
2. Можете ли вы назвать свои главные слушательские разочарования (от абонементов, фестивалей, циклов)?
— «Китеж» и «Парсифаль», фрагменты. Солисты, хор и оркестр Мариинского театра, дирижёр Валерий Гергиев (Пасхальный фестиваль).
«Кармен» в концертном исполнении. Дирижёр Михаил Плетнёв (Российский национальный оркестр).
Певицы Элина Гаранча (Русское концертное агентство), Дженнифер Лармор и Вивика Жено (филармония).
3. В какой из залов консерватории и филармонии (или же какие-то иные в Москве) вы больше всего любите ходить? Имея в виду сочетание акустики и выстроенность программ, комфорт и «намоленность».
— Залом номер один остаётся Большой зал консерватории — предпочитаю первый амфитеатр, поскольку люблю видеть оркестр. Но в последнем сезоне к нему вплотную приблизился Зал имени Чайковского, где акустику довели до прекрасного качества.
Для камерной музыки, кроме Малого и Рахманиновского залов консерватории, хорошо подходит театр «Школа драматического искусства». Качество программ зависит не от залов, а от организаторов.
Филармония, которая работает в почти всех названных залах, организует такое количество концертов, что даже малого процента из них, что умно и содержательно придуманы по программам, нам хватает. Но ведь есть же ещё и авангард! Тогда — подвалы «Винзавода» и открытый в этом сезоне филармонический Трюм Мейерхольда.
4. Деятельность каких московских музыкантов и коллективов вы бы могли посоветовать (солисты, оркестры, дирижёры, институции)?
— Московская филармония в части топ-абонементов наподобие «Великих ораторий» или «Голосов мира в Москве».
Российский национальный оркестр, главный дирижёр Михаил Плетнёв.
Большой симфонический оркестр имени Чайковского, главный дирижёр Владимир Федосеев.
Национальный филармонический оркестр России, директор Георгий Агеев.
Камерный оркестр Musica Viva, главный дирижёр Александр Рудин.
Камерный оркестр Pratum Integrum, художественный руководитель Павел Сербин.
Оркестр «Персимфанс» — без дирижёра.
Культурный центр «Дом» — программы от авангарда до этномузыки.
Фестиваль «Территория» .
Фестиваль «Возвращение».
Фестиваль авангарда «Другое пространство».
5. Чего вы ждёте от следующего сезона?
— Содержательных и качественных концертов в ущерб пышным и пустым.
Елена Чишковская, (радио «Культура»)
1. Какие концерты этого филармонического сезона кажутся вам самыми интересными?
— Пожалуй, отметила бы концерт Симфонического оркестра Баварского радио и долгожданное появление Мариса Янсонса в Москве. Фестиваль к 100-летию Мессиана (но это не филармонический проект, а консерваторский).
Проекты Владимира Юровского с РНО и оркестром ГАБТа. Сольник Вивики Жено (цикл «Звёзды мировой оперы в Москве» был вообще интересным).
Из проектов Дома музыки сильнейшее впечатление произвёл концерт австралийского гитариста Томми Эммануэля. Стабильно отличным был фестиваль «Возвращение».
Отметила бы также в целом удавшийся абонементный цикл «Великие оратории», фестиваль «Виртуозы гитары». Очень любопытный был абонемент «Симфонические оркестры России» с его кульминационной точкой — выступлением УАФО под управлением Дмитрия Лисса при участии Бориса Березовского.
2. Можете ли вы назвать свои главные слушательские разочарования (от абонементов, фестивалей, циклов)?
— Не могу сказать, что испытывала какие-то большие разочарования в этом сезоне. Из самого последнего — «Сотворение мира» Гайдна в интерпретации Musica Viva. К сожалению, ожидала от этого концерта гораздо большего.
3. В какой из залов консерватории и филармонии (или же какие-то иные в Москве) вы больше всего любите ходить? Имея в виду сочетание акустики и выстроенность программ, комфорт и «намоленность».
— Естественно, любимым местом остаётся консерватория — Большой и Малый залы. Как ни странно, показался вполне перспективным Дворец на Яузе, но что будет в нём дальше — затруднюсь предположить. Дом музыки окончательно теряет позиции, что жалко — Камерный и Театральный залы достойны лучшего.
4. Деятельность каких московских музыкантов и коллективов вы бы могли посоветовать (солисты, оркестры, дирижёры, институции)?
— Александр Рудин (и солист, и дирижёр) всегда предлагает качественную продукцию и, как правило, очень интересную и не набившую оскомину. Рекомендовала бы камерные концерты возглавляемого им оркестра Musica Viva и его собственные в Третьяковской галерее (так же как и весенний фестиваль «Посвящение» там же).
Нравятся программы Александра Гиндина. Из пианистов также рекомендовала бы Андрея Коробейникова, Мирослава Култышева (но это Санкт-Петербург), Бориса Березовского (тоже не совсем Москва, но выступает довольно часто).
Из оркестров — РНО, НФОР (с приглашёнными дирижёрами, такими как Лазарев), отдельные программы — БСО.
5. Чего вы ждёте от следующего сезона?
— Полагаю, что кризис всё-таки каким-то образом должен сказаться на количестве и качестве концертов, особенно в том, что касается гастролёров. Начало сезона должно быть любопытным — Михаил Плетнёв и РНО проводят свой первый фестиваль в Большом театре.