«Если человек не человеколюбив, что он поймет в музыке?» (Конфуций)
Атмосферные концерты при свете 1000 свечей Lumos concerts — воплощение мечты Юлии Кропачевой, выпускницы Дальневосточного государственного института искусств, автора, идейного вдохновителя и руководителя проекта: донести до слушателей всю красоту и мощь музыки, объединив в своих выступлениях талант, профессионализм и страсть к искусству.
В богатейшем репертуаре коллектива — наполненные глубокими смыслами, переживаниями классические произведения, масштабность и сложность фактуры которых раскрываются с первой музыкальной фразы. И вместе с ними — медитативные, прозрачные, лаконичные пьесы Людовико Эйнауди, сочинения одного из самых уникальных из ныне живущих композиторов-минималистов Филиппа Гласса, а также музыка из «Игры престолов» и «Властелина колец», фильмов «Амели», «Форест Гамп», «Красавица и чудовище», «Ла-ла-лэнд», «1+1», «Титаник», «Реквием по мечте», «Список Шиндлера», «Пёрл-Харбор», «Интерстеллар», «Пираты Карибского моря» и многих других.
Первый концерт команда дала 16 апреля 2023 года в родном Владивостоке и за короткое время завоевала признание приморской публики, а в текущем году Lumos concerts вышел за пределы Дальнего Востока и покорил сердца сибиряков.
— Новый творческий сезон Lumos concerts открывает очередными гастролями по городам Сибири, на маршруте у вас Томск, Барнаул, Челябинск, Тюмень, Красноярск, Омск и Екатеринбург. И параллельно с ними — выступления в родном Владивостоке. Легко ли создать такой стройный гастрольный график и, главное, исполнять его?
— В сентябре мы во второй раз отправляемся в такие продолжительные гастроли по Сибири, первые были в июне. И каждый раз мы открываем для себя новый город, продвигаемся чуточку дальше. В этот раз впервые побываем в Тюмени, Челябинске. Не забывая при этом уже полюбившуюся нам публику — дадим концерты в Красноярске, Омске, Томске.
Двигаться на запад страны легко — мы успеваем отдохнуть перед концертом, нормально выспаться, порепетировать. А возвращаться домой, где тебя ждёт любимая публика, вдвойне приятно. Всё успеваем. Если и есть какие-то трудности, не нужно показывать это зрителям. Они за другим приходят на наши концерты.
— А за чем приходит зритель? Он нуждается в разнообразных эмоциях и разных ощущениях, как считаете?
— Конечно, публика жаждет разнообразия. И приходит каждый за своим: за атмосферой, за возможностью погрузиться в себя, просто насладиться хорошей музыкой, отдаться чувствам и выразить свои эмоции.
Кто-то любит саундтреки и неоклассику, кто-то приверженец классической музыки. И те, кто сегодня слушает Эйнауди и Рихтера, в следующий раз приходят на классический концерт, чтобы услышать Вивальди и Баха. И остаются в полном восторге. А нам важно, чтобы зрителям были интересны наши концерты.
— Шедевры мировой классики, неоклассические композиции, саундтреки к мультикам, художественным фильмам и сериалам звучат у вас в одном концерте. Легко ли переключаться между жанрами, настроениями, техниками, в конце концов?
— Самое главное для исполнителя — настроиться на конкретное произведение перед ним. Чтобы сыграть композиции Людовико Эйнауди, например, нужно соответствующее медитативное состояние. Если дальше будет звучать джаз, перенастраиваешь себя на расслабленный, весёлый лад.
Есть концерты, где перемешаны разножанровые произведения, тогда срабатывает принцип медленно-быстро. Всё внутри нас, и для профессионального музыканта это не проблема. А зрителям смена настроений, думаю, даёт возможность максимального эмоционального выплеска, даже, возможно, катарсиса.
— Ваш репертуар максимально разнообразен. Есть ли в планах сыграть что-то редкое или вообще ещё не исполняемое? Выделяете ли вы кого-то особо из современных композиторов? Ведь есть ещё не тронутые вами Дзё Хисаиси (неизменный композитор мультфильмов Хаяо Миядзаки), оскароносные Ян Качмарек («Хатико: Самый верный друг») и Йоханн Йоханссонн («Теория всего»).
— Планов у нас громадьё. Очень много программ, которые уже написаны, но не сыграны и ждут своего часа. Это и Дзё Хисаиси с музыкой из аниме, и Рюити Сакамото, и музыка из советских кинофильмов Андрея Петрова, Эдуарда Артемьева. Это и танго Астора Пьяццоллы.
А классическая музыка даёт поистине безграничные возможности — за всю жизнь невозможно сыграть всё, что хочется, тем более то, что написано за столько веков.
— Знакомы ли вы с творчеством нашего «сибирского Эйнауди» Ильи Бешевли — на сегодняшний день одного из самых известных отечественных композиторов, работающего в жанрах минимализм, неоромантизм, неоклассика?
— Да, с Ильёй мне посчастливилось работать, я играла с ним несколько раз, и его музыку, в том числе. Он бывал с концертами у нас во Владивостоке и приглашал нас как струнный квартет.
Илья очень чуткий, глубоко чувствующий музыкант, он даёт возможность коллегам проявлять себя, высказывать своё видение произведения, свои мысли по поводу музыкального материала. Думаю, что своё негласное звание «сибирского Эйнауди» он носит заслуженно. И он такой простой, хороший человек. Мне было очень приятно с ним работать.
— Что для вас музыка, кроме того, что это ритм, мелодия и гармония? Это больше про работу, про вдохновение или, быть может, про любовь?
— Это больше, чем всё вместе взятое. Музыка — это моя жизнь! Я не могу представить себя и свою жизнь без неё. Музыка — это то, чем я занимаюсь вот уже 22 года, с трёх лет. И я не мыслю себя без этого.
— Но чтобы так выкладываться на концертах, отдавать столько энергии своим музыкантам, что-то из себя извлекать, необходимо самой быть наполненной. Где вы черпаете вдохновение, силы? Возможно, сама музыка и является тем неиссякаемым источником вдохновения для вас?
— Не представляете, как вдохновляет и воодушевляет искать и находить новые смыслы, новое прочтение в разных произведениях, разбирать их на репетициях, и потом преподносить публике. И когда я чувствую отдачу от зрителей, когда я вижу и чувствую их искренние, настоящие эмоции — это так окрыляет, даёт невероятные стимулы двигаться дальше. Я очень люблю это чувство.
Ещё, безусловно, природа. Она расслабляет, успокаивает, даёт возможность погрузиться в себя, помедитировать. Представьте: плывёшь на пароме, ночь, где-то там рыбаки с фонариками ловят кальмара… А на небе звёзд тысячи, миллионы…. И такая красота! Можно сидеть часами, любуясь этим великолепием.
— Вы никогда не знаете, какая публика будет в зале: искушённая, ждущая чего-то определённого от концерта, критически настроенная или благодарная и принимающая любые ваши интерпретации. Зависит ли от этого настроение концерта?
— Публика разная. Она как раз такая, как вы описали. Профессионалы приходят послушать и открыть что-то новое для себя. Многие идут за атмосферой: свечи, музыка, погружение, медитация… Есть завсегдатаи, которые посещают буквально все наши программы — им интересно, как мы преподносим разные произведения, и просто они нас любят.
А так как музыканты — люди эмпатичные, то настрой публики всегда чувствуется. И если она открыта, расслаблена, готова внимать, то играть легко, радостно, чувство восторга не покидает. Если же настроена скептически, то играть сложнее, безусловно.
Но иногда наше мнение как музыкантов бывает ошибочным. Мы в основном определяем «понравилось – не понравилось» по громкости аплодисментов, но на самом деле это не показатель. Люди могут настолько провалиться, в хорошем смысле, в музыку, что им не хочется сейчас хлопать и как-то активно проявляться, они охвачены чувствами и не хотят нарушать этого состояния.
И когда публика весь концерт сдержанна, а в конце разражается неистовыми аплодисментами… она нам благодарна за то, что мы подарили им такую музыку, такой вечер. И мы, в свою очередь, благодарны им, что всё не зря. И это чудесно.
— Отличается ли публика в разных городах, в разных регионах? Возможно, где-то она очень уж особенная?
— В каждом городе особенная публика. Например, в Красноярск мы ехали с ожиданием, что сибиряки — люди сдержанные, и не нужно ждать от них особенного принятия. Но на первом же концерте мы были буквально шокированы теплотой приёма, невероятно искренними эмоциями зала. Сначала всё сидят заворожённые, слушают, внимают буквально каждому звуку, ловят каждый взмах смычка или руки. И в конце просто взрываются аплодисментами, благодарностью. Это просто поразительно, удивительно и бесконечно приятно.
Любая публика даёт всё, чего я жду на концертах, чего мне хочется: зрители получают удовольствие, от этого я и мои музыканты получаем удовольствие и удовлетворение во сто крат большее. Мы любим свою публику, и она отвечает нам взаимностью.
— Ваши концерты вполне могут вызывать у публики фриссон — это когда от прослушивания музыки по коже бегут мурашки. Рассказывают ли они вам о таком эффекте?
— О, да! Я столько подобных отзывов получала, именно про мурашки на наших концертах! И это, по-моему, самая высшая похвала. Когда человеку нравится то, что специально для него делают другие люди, чувствует это всем телом: атмосферу, музыку, определённое настроение — это чудесно, это просто потрясающе. И это тоже вдохновляет и меня, и моих ребят.
У вас мурашки по коже от музыки? Поздравляем, ваш мозг – особенный
— Вы демократичный руководитель или авторитарный?
— Для меня, как для руководителя, очень важно, чтобы в команде были сильные музыканты, профессионалы своего дела. И я всегда провожу строгий отбор, потому что это важно и для самого коллектива, и для конечного результата — на концерте мы все на виду, и спрятать неготовность или непрофессионализм не удастся.
Но вообще я демократичный руководитель, даже такой мягкий, добрый, тёплый… Но требовательный. Определённо.
— Спорят ли с вами участники коллектива? Случались ли уже приступы звёздной болезни у кого-то?
— Звёздная болезнь? Нет, пока никто не был замечен (смеётся). Спорят нечасто.
Естественно, каждый имеет своё мнение, и имеет полное право его высказать. Спорные моменты мы разбираем подробно: как лучше сыграть, как красивее будет звучать. И решение принимаем коллективное. Всегда есть выбор, и мы даём такое право друг другу.
— Ваш постоянный состав небольшой и, приезжая на гастроли, вы играете с местными музыкантами. Сложно собирать каждый раз команду, находить единомышленников? Насколько строг ваш отбор как руководителя?
— Вообще у нас два состава: две пианистки, три скрипачки, два альтиста, два виолончелиста. И сейчас уже два органиста — мы начали работать с Александром Бардиным (сын известного органиста из Красноярска Андрея Бардина, выпускник Красноярского колледжа искусств имени П.И. Иванова-Радкевича, ныне — студент 3 курса Новосибирской государственной консерватории имени М. Глинки по классу органа, солист Новосибирской филармонии). И мы чаще всего ездим на гастроли сами. Только в том случае, если из нашей владивостокской команды кто-то не смог поехать, мы прибегаем к помощи местных музыкантов.
Но это не правило. Просто так случается иногда. И нужно определённое время, чтобы понять, что именно с этим музыкантом, с этим человеком нам комфортно работать: мы сходны по музыкальности, по настрою, по видению, по всему. Например, в Красноярске у нас есть ребята, которые потрясающе вписались в коллектив, и они почти наши. Да почему почти? Они – наши.
— Но Юля всё равно одна.
— Да, это правда.
— И одна Юля совмещает и большую концертную нагрузку, и административную. А ещё вы же и оркестровки сами пишете, и аранжировки делаете.
— Даже не знаю, как я справляюсь… Иногда не сплю по ночам, иногда дописываю ноты в самый последний момент. Свободного времени почти нет. Но это моя жизнь, мой проект, и мне это так нравится! Поэтому и нет ощущения, что я делаю какую-то тяжёлую, непосильную работу.
Я делаю то, что мне по душе, поэтому и трудности достаточно легко преодолеваются. Если вообще в данном контексте это можно назвать трудностями. Это мой путь. Я сама его выбрала и сама иду этим путём.
— Кто у вас в коллективе отвечает за создание той самой атмосферы и атмосферности — выполняет ответственную миссию зажжения свечей? И сколько времени требуется, чтобы зажечь их тысячу?
— Взмах волшебной палочки, заклинание Lumos Maxima — и все свечи загораются (смеётся). Технически это очень просто: светодиодные свечи — гениальное и весьма эффектное изобретение — работают от пальчиковых батареек и управляются дистанционно с пульта.
У нас есть помощники в каждом городе, которые этим вопросом занимаются. Для первых концертов я сама расставляла свечи на сцене, потом рисовала расстановку, всё показывала, как должно быть. Ребята фотографировали или запоминали. Вот и всё, магия развенчана.
— Есть ли кумиры? По крайней мере, на кого ровняетесь, считаете эталоном? В скрипичной музыке, в фортепианной, возможно, в камерной.
— Скорее нет, чем да. Стараюсь не создавать себе кумиров. И не могу назвать конкретного человека, который бы меня настолько вдохновлял, чтобы я стремилась быть, как он.
— Даже если мы вспомним имена великих? Иегуди Менухин, Яша Хейфиц, Ицхак Перлман, Фриц Крейслер, Никколо Паганини. Или Хилари Хан, Сара Чанг, Виктория Муллова?
— Да, Хилари Хан, возможно. Мне может нравиться, как играет музыкант, нравится его манера исполнения. Но не могу сказать, что это мой идеал или кумир, потому что не знаю всей его жизни. Каким путём, какими усилиями и страданиями, возможно, он достиг таких высот. И хочу ли я так же. У меня свой путь в музыке, и я хочу пройти именно его.
Так сложилось, что известнейшие скрипачи — больше мужчины. Это физически тяжело, во всех смыслах: долгое обучение, репетиции, конкурсы. Такой процесс бесконечный, мне кажется.
— А вы с трёх лет начали заниматься, совсем ещё малышкой.
— Сначала я воспринимала всё, как игру. Потом уже стало понятно, что это труд, временами тяжёлый труд. И характер. То есть, чтобы добиться каких-то значимых успехов, нужно иметь железный характер.
— Как у вас?
— Возможно, но я этого не ощущаю. Где-то я очень мягкая. Но если цель поставлена, я иду к ней, и свернуть меня с пути невозможно.
— Какой композитор или музыкальное произведение вызывают лично у вас максимальные эмоции? Заставляют плакать или, наоборот, настраивают на позитив? Возможно, это не классика даже, а рок, или джаз, или рэп и битбокс? У меня, например, такая абсолютная любовь к музыке Грига.
— Во-первых, я разделяю вашу любовь к Григу. И почему-то особенно меня цепляет третья соната для скрипки и фортепиано. Наверное, потому что я сама её играла. Потрясающая, очень красивая музыка, народные мотивы — просто что-то невероятное.
Во-вторых, есть произведения, которые вызывают у меня трепет, как вокализ Рахманинова, например. Каждый раз, когда я его играю, — это что-то особенное. Я не могу его играть просто так, просто написанные ноты. Каждый раз волнуюсь, как будто я не могу это произведение сыграть плохо. Мне нужно его сыграть особенно. Сегодня особенно, завтра особенно, послезавтра особенно. И каждый раз по-разному, но каждый раз с любовью, с настроением.
Ещё есть произведения, которые вызывают у меня ностальгию. Что-то знакомое, что-то такое родное, душевное. Совсем неочевидный выбор — «Балетные сцены» Берио. Недавно я была членом жюри в конкурсе, где маленькие девчонки его играли. Я растрогалась до слёз, потому что сама когда-то так же играла это на конкурсе. И такой особой любовью оно в моей душе отзывается, и такие особенные чувства вызывает…
Музыки много в моей жизни, поэтому если что-то и слушаю ещё, то чаще фоном, и это точно не битбокс и не рэп. Возможно, джаз, лёгкая акустическая музыка. Чтобы не перегружаться.
— Возможно ли такое, что в зависимости от настроения зала инструменты звучат по-разному? Сонастраиваются с ним и начинают капризничать или, наоборот, становятся послушными, раскрываются удивительными красками?
— Думаю, это что-то на уровне эмоций, и никакого физического подкрепления такому факту нет. Инструмент может не отдавать всю свою силу и мощь, всех своих красок, потому что музыкант сам не настроен сегодня играть так, чтобы скрипка пела. И получается в полноги, в полсмычка. Нужно самому полностью отдаваться процессу, отдаваться сцене. Если этого не делать, то тогда зачем вообще этим заниматься?
— А про свою скрипку расскажете?
— С удовольствием. Я очень люблю свой инструмент. Мне часто делают комплименты, что он красиво звучит. Он так красиво звучит, и я это знаю! У меня скрипка шведского мастера начала XX века. Приобрела я её не так давно, лет, наверное, семь назад, на последних курсах колледжа. И сразу влюбилась в этот инструмент, в его звучание. И я слышу, как по мере моего взросления он начинает звучать иначе. Раньше он был более звонким, а сейчас он как будто набирает обороты, становится более объёмным, более тембристым.
Возможно, он просто разыгрывается, становится лучше — такое со временем случается. Но всё же многое зависит и от того, кто играет на инструменте. Он может подходить, а может не подходить конкретному человеку. Я точно нашла свою скрипку, которая на сто процентов мне подходит.
— И имя у неё есть? Или сейчас не дают имён инструментам?
— У моей нет. Но когда я была маленькая и давала интервью на телевидении, как самая младшая участница конкурса, рассказывала, что у меня была скрипка по имени Белочка.
— Сколько же вам было лет?
— Лет 6, наверное. Это был мой первый конкурс. И ещё я рассказала, что старшая сестра не даёт мне заниматься, прячет скрипку на самый высокий шкаф и вообще не очень хорошо к ней относится (смеётся). Сейчас мы со смехом всё это вспоминаем. А в детстве я на неё обижалась, конечно.
— Зрители выходят с ваших концертов очарованные, даже зачарованные. Год назад по всем СМИ разошлась невероятно романтическая история, когда на концерте в Пушкинском театре Владивостока (2 июля 2023 года) приморец сделал предложение своей возлюбленной. Что это, если не магия? Магия музыки, к которой вы даёте возможность прикоснуться любому желающему.
— О, это было потрясающе, и зрители в зале в прямом смысле слова были зачарованы. Естественно, никто не ожидал такого поворота в концерте. Более того, не ожидала и сама девушка, и стоит только догадываться, какие эмоции она испытывала в тот момент.
Вы знаете, она довольно долго ждала предложения, и когда это событие произошло именно так, как ни у кого и никогда — это невероятно, замечательно и чудесно! Её парень — открою маленькую тайну — написал мне заранее, озвучил свою просьбу, и мы всё придумали. Он сделал предложение под музыку Эрика Сати… одним словом, счастливы были все, а кто-то и слёзы лил, но это были светлые слёзы.
— Представляете, что вы делаете с людьми?
— Мы создаём семьи. И, если есть такая возможность, то почему бы не совершить чудо?
— Вы как-то сказали, что очень важна атмосфера, в которой человек слушает музыку, поэтому выбираете самые лучшие площадки для своих концертов. И действительно, вы играете в лучших камерных концертных залах: Большом академическом зале Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского в Красноярске, Государственном концертном зале имени Арнольда Каца Новосибирской филармонии, Органном зале Иркутской областной филармонии. Во Владивостоке постоянной площадкой Lumos concerts стал евангелическо-лютеранский Храм Святого Павла.
— Органные залы, кирхи, соборы — самые лучшие места для наших концертов, потому что в них удивительная атмосфера. Люди заходят в храм и, сами того не осознавая, как-то особенно настраиваются, на ожидание чего-то великолепного, что с ними точно должно будет сейчас случиться. У нас во Владивостоке люди любят ходить на концерты именно в собор, потому что в нём атмосфера, в нём высокая красота.
— Стены Храма Святого Павла выдерживают программу «Как хиты сыграли бы в филармонии»? Ведь там звучит и рок, и поп-музыка.
— Слава Богу, настоятель и служители храма не против любой музыки. Они любят и классику, и рок, и поп музыку, и не видят ничего крамольного в наших концертах. Более того, начинает концерт всегда пастор сам: выходит и приветствует зрителей, благодарит их за то, что пришли в собор, приглашает ведущую и музыкантов. И только тогда мы начинаем концерт. Вот такая у нас традиция.
— Согласны, что музыка — проявление божественной энергии? Очень многие музыканты об этом говорят. Музыка, как никакое другое искусство, вызывает самые невероятные эмоции, тайные воспоминания, создаёт в воображении только нам видимые чувственные образы, меняет мировосприятие, возвышает и наполняет особенной величественной энергией. А если исполнители филигранно владеют мастерством, то здесь и сейчас сотворяется волшебство, и зрители замирают в предвкушении, заворожённые, окутанные тайной, имя которой — Музыка.
— Думаю, что-то сверхъестественное в музыке определённо есть. Но не во всей, конечно. Например, Бах в своих сочинениях и подразумевал, что это разговор с Богом. И его музыка совершенно точно имеет божественное начало. Помните, как у Бродского: «В каждой музыке Бах, в каждом из нас Бог».
А в музыке, которая популярна сейчас, во многих музыкальных композициях я не вижу ничего сверхъестественного, в них нет той энергии, той тайны, о которой мы с вами говорим. Ни малейшей искры Божьей. Наоборот, что-то даже дьявольское порою слышится.
— Зрители всё подмечают и говорят, что, играя концерт, вы всё время переглядываетесь, улыбаетесь друг другу. Такой визуальный контакт помогает в работе или, может быть, это ваша фишка, такая зацепка для публики?
— Да, это наша фишка, в том числе. Но, прежде всего, мы все друзья, мы очень хорошо общаемся, любим и уважаем друг друга и, конечно, зритель это чувствует. И это классно. Классно, когда понимаешь, что можешь улыбнуться человеку, сидящему рядом, и он улыбнётся тебе в ответ. Чувствуешь, что находишься в кругу друзей, близких людей.
Здесь и сейчас мы вместе занимаемся тем, что любим больше всего на свете, мы живём на сцене, и это делает момент особенным. Если играть сухо, безэмоционально, без искры, без жизни, то зачем вообще этим заниматься. Это же так скучно.
— В начале пути Lumos concerts вы ставили себе задачу покорить Новосибирск. И она с блеском выполнена — город у ваших ног. Более того, вся Сибирь вам рукоплещет. Какие сегодня цели и задачи ставит перед собой Юлия Кропачева — музыкант, скрипачка, руководитель коллектива? О чём сегодня мечтает? Покорить мир?
— Наверное, у меня не овень широкий горизонт планирования… Но если гипотетически предположить планы на год, то очень бы хотелось как можно большему количеству людей показать, что мы есть: коллектив из Владивостока Lumos concerts, который гастролирует по стране, в котором все музыканты любят друг друга, где каждый музыкант — это друг.
Хочется продвинуться немного на запад страны, где мы ещё не были. Так что это вполне может стать новой целью. Но не мечтой, конечно.
— А первая точка на маршруте за Уралом какая будет, можете уже сказать?
— Москва.
— Вот так сразу?
— Конечно. Не хотелось бы раскрывать всех планов. Я вообще не суеверный человек, но всё же. У меня раньше был ритуал — обязательно перед концертом я пила чай, и обязательно без кофеина. И если вдруг по каким-то причинам не удавалось этого сделать, думала «ну всё, концерт пройдёт плохо». Поэтому решила отказаться и от чая, и от прочих глупостей.
Но всё равно, когда вдруг нужно вернуться домой за чем-нибудь, — обязательно смотрюсь в зеркало. Мама научила. Не знаю, как это работает, но всё равно смотрюсь.
— Хотите ещё чем-то поделиться, что-то рассказать интересное о себе?
— Да, очень хочу. У меня начинается новый этап в жизни — я поступила в Новосибирскую консерваторию, и с 1 сентября у меня учёба и немного другая жизнь. Я совсем уже забыла, как это. И теперь придётся совмещать руководство, концерты, гастроли с учёбой. И я мечтаю сыграть много красивой музыки, познакомиться с новыми классными людьми, перенять опыт лучших педагогов и преподавателей.
— Интересно, как вы будете совмещать такой объём задач? Вы на заочное отделение поступили?
— Нет, это очная учёба (смеётся). Мне тоже интересно, как всё будет происходить. Но трудности меня не пугают.
— Да, трудности только закаляют. А как ваш супруг относится к такой одержимости?
— Мы поступили вместе (смеётся).
— То есть в единомышленниках самый родной, самый близкий человек?
— О, да! Мой муж — самый прекрасный и самый лучший единомышленник и помощник.
***
Создатель и руководитель проекта Lumos concerts Юлия Кропачева родилась в 1999 году во Владивостоке. Игре на скрипке начала обучаться с 3 лет. В 2023 году с отличием окончила Дальневосточный государственный институт искусств, класс профессора заслуженного артиста РФ Ф.Г. Кальмана. За годы учёбы получила многочисленные награды на международных и российских музыкальных конкурсах, а также удостоена Гранта Президента Российской Федерации.
Трижды лауреат I премии международного конкурса «Музыкальный Владивосток» (2016, 2018, 2022).
Лауреат конкурса «Молодые дарования России» (III премия, 2017), лауреат III степени конкурса «Скрипка Севера» (Якутск, 2017), дипломант Дельфийских игр (2018).
Лауреат I степени X международного конкурса среди музыкантов Grand Music Art (Москва, 2021).
В 2023 году в рамках Всероссийской декады выпускников творческих вузов выступала на сцене Большого зала Московской консерватории.
В августе 2024 года зачислена в ассисентуру Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки.
Беседовала Жанна Ревкуц