Иван Анатольевич Фёдоров, главный редактор интернет-портала Belcanto.ru, рассказывает о работе издания во времена карантина.
— Сейчас, когда музыкальная жизнь практически остановилась, как издание находит темы для публикаций?
— Рецензии на оперные, балетные премьеры, концерты академической музыки — лишь небольшая часть нашей работы, надводная часть айсберга. Мы всегда старались освещать наиболее значимые премьеры, наши корреспонденты — завсегдатаи крупнейших международных фестивалей.
Каждое лето мы писали о Зальцбургском и Байрейтском форумах, фестивалях в Арена ди Верона, Пезаро и Экс-ан-Провансе, «Звёздах белых ночей» в Петербурге и многих других. Но сегодня наши авторы сидят по домам: чемоданы разобраны, планы порушены…
— Насколько изменилась скорость работы? Стало ли работать расслабленнее или, наоборот, сложнее?
— Редкий человек в условиях заточения в четырех стенах может похвастаться возросшей работоспособностью. Но как профессиональный пианист точно знаю, что иногда полезно не заниматься: после месячного отдыха пальцы и мысли бегут быстрее.
— Что произошло с количеством читателей, посещаемостью — упало, повысилось? Видны ли уже какие-то тенденции?
— Belcanto.ru — это в первую очередь образовательный портал. Самые посещаемые страницы сайта — рассказы о музыкальных произведениях, композиторах, исполнителях и т. п. В связи с тем, что музыкальные школы и вузы перешли на дистанционное обучение, резко возросла востребованность такого рода материалов.
В апреле-мае посещаемость сайта выросла почти в три раза, его посетили около полутора миллионов человек. Согласитесь, обнадеживающая статистика для специализированного издания!
— Если говорить о финансовой составляющей — насколько тяжелее или легче стало жить изданию?
— Наш интернет-портал никогда не был заточен на получение прибыли, мы работаем без помощи государства или инвесторов. Бескорыстный, просветительский характер существования сайта — наша сила и одновременно наша слабость.
Не могу не признать, что жить изданию стало труднее, ведь основные рекламодатели — это концертные и туристические организации.
— Как музыкальная жизнь изменится после пандемии?
— Рано или поздно всё вернётся на круги своя. Уже сейчас люди массово выходят на прогулки, а власти вынуждены отменять ограничительные меры, чтобы сохранить лицо. Для многих посещение театра, концертного зала — глоток свежего воздуха, без которого невозможно полноценно жить.
“Я очень люблю театры и филармонию”. Придут ли слушатели в зал?
Предположу, что более востребованными станут сольные концерты, вечера камерной музыки и концертные залы небольших размеров.
— Как вы относитесь к онлайн-трансляциям, которые становятся все более популярными?
— Мне приходилось смотреть записи концертов, на которых я до этого побывал «вживую». Абсолютно иные ощущения — словно попал на другой концерт. Это как с живописью: чем совершеннее оригинал, тем меньше репродукция передаёт его свойства. Хотя есть музыканты без особой харизмы, но техничные — такие, наоборот, на записях выглядят лучше.
Продолжу аналогию: когда не можешь посетить картинную галерею, полистать качественно изданный альбом лучше, чем ничего.
Материал подготовил Северьян Цагарейшвили