Музыка – оазис любви и покоя посреди суматошного мира.
Beethovenfest Bonn-2017 проходит с 8 сентября по 1 октября.
Ника Вагнер (Nike Wagner), правнучка композитора Рихарда Вагнера (Richard Wagner) и праправнучка Ференца Листа, является руководителем музыкального фестиваля Beethovenfest с 1 января 2014 года.
– После “Перемен” и “Революций” – экстравертных тем двух последних Бетховенских фестивалей – теперь будет нечто более спокойное и медитативное. Речь идет о любви, далекой любви, неразделенной любви, о тоске.
Своего рода затишье перед бурей? Ведь 2020 год, в который будет отмечаться 250-летие со дня рождения Бетховена, уже не за горами.
– Программа действительно делает акцент на духовном начале, предлагает замедлить темп, прислушаться к тому, что происходит в самом себе. Невозможно постоянно слушать “громового” Бетховена, даже если к этому располагает его наследие. Есть и лиричный Бетховен, Бетховен, который знает о “самых интимных ощущениях”.
Отправной точкой нашего фестивального девиза стал вокальный цикл Бетховена “К далекой возлюбленной” 1816 года и его письмо “Бессмертной возлюбленной”, написанное несколько лет до того. Эти понятия неразрывно связаны с Бетховеном. В любом случае тема открывает огромное пространство – прежде всего музыкальное – для размышлений о любви вообще.
– У Бетховена не было того, что мы сегодня называем “гармоничными отношениями”. Влюбленности были, но большая любовь не состоялась. Звучит банально, но: поэтому он сублимировал в искусстве?
– Догадки на этот счет можно строить долго… Но объяснять появление столь грандиозного творческого наследия одной лишь нереализованной любовной жизнью было бы упрощением. Любовные и жизненные кризисы часто совпадают, а у человека искусства приплюсовываются еще и обстоятельства его творчества.
Как любовные страдания превращаются в художественное произведение, остается загадкой. Здесь не так все просто, как в сообщающихся сосудах. Наличие “далекой возлюбленной” может и блокировать, именно своей удаленностью, и не каждый страдающий от несчастной любви сочиняет великие симфонии.
Девиз нынешнего фестиваля – “Далекая возлюбленная” – звучит сегодня, возможно, странно. Для нас скорее типично погружение в политику и медийную шумиху. Тем более, я думаю, необходимо оберегать пространство своей частной жизни и не бояться любви и всех других чувств, согревавших сердце в юности.
В культурологии сейчас говорят о “возвращении чувств” – по крайней мере, было бы неплохо, если бы в фокус внимания снова попали “более тихие” виды искусства. Например, вокальное.
– Песенный цикл “К далекой возлюбленной” – это отправная точка программы. А что еще предлагает в этом сезоне Бетховенский фестиваль?
– Бетховен первым объединил песни в вокальный цикл. За ним последовали и другие: наиболее красиво получилось у Шуберта, Шумана и Хуго Вольфа. У нас прозвучат “Прекрасная мельничиха” Шуберта, “Итальянский песенник” Вольфа, вальсы Брамса “Песни любви”, старинные мадригалы и сочинения современных композиторов, а также оркестровые песни.
Почин делает “Далекая возлюбленная” Бетховена, уступая сцену трепетному вокалу французского романтизма – прозвучит вокальный цикл “Летние ночи” Берлиоза и его театрально умирающая “Клеопатра”, симфоническая поэма Эрнеста Шоссона “Любовь и море”…
В каждом большом оркестровом концерте появляется любовная пара – Орфей и Эвридика, Ромео и Джульетта – или же проститутка и ее мандарин.
– Известно, что классический вокал не пользуется большой популярностью на радио. Как воспринимают песенную форму слушатели в концертном зале?
– Vox humana всегда производит эффект! Песенный вечер или концерт оркестровой песни – это не радио. Здесь играют роль еще тысяча разных факторов: харизма певца или певицы, иное восприятие аудиторией слова. На концертах такого рода рассказываются истории – берущие за душу с помощью музыки.
– Бетховенский фестиваль несколько уменьшился. Технические причины или же мероприятие слишком велико для Бонна?
– С 2014 года раздаются пожелания со стороны организаций и почитателей музыки в Бонне несколько сократить программу, говорят, что дыхания на всю фестивальную дистанцию не хватает. Странно это, но, возможно, и оправданно, учитывая размер города. С 2017 года фестиваль длится теперь только три недели. Однако это не значит, что программа не плотная!
– Каких исполнителей нельзя пропустить в этом году?
– Вокалисты и исполнители у нас великолепные. Баритон Маттиас Гёрне (Matthias Goerne), меццо-сопрано Веселина Казарова, клавирист Рональд Браутигам, пианист Игорь Левит, виолончелист Миклош Переньи, скрипачка Изабелла Фауст (Isabelle Faust).
Такие разные дирижеры, как Валерий Гергиев и Инго Мецмахер (Ingo Metzmacher). Также невозможно представить себе фестиваль без большого оркестра, на этот раз это симфонический оркестр BBC, и поменьше, с оригинальным звучанием, как Les Musiciens du Louvre.
Самый живой концерт – это проект Campus, на этот раз с участием Федерального молодежного оркестра Германии и украинских молодых музыкантов. И не только для знатоков – скрипичный квартетный уикенд: поздний Бетховен в сочетании с ранним модерном.
Два особых посвященных Бетховену концерта: Владимир Тарнопольский представит свое новое сочинение по четвертому фортепианному концерту Бетховена, а Ян Кайерс, специалист по Бетховену, реконструирует концерт 1803 года – с редкой ораторией “Христос на Масличной горе”.
Рик Фулкер, Элла Володина, “Немецкая волна”