Юбилей знаменитого Зимнего театра рискует совпасть с роспуском Сочинского симфонического оркестра.
15 мая 2023 сочинский Зимний театр отмечает своё восьмидесятипятилетие. В 1938-м визитную карточку курорта торжественно открыла опера Николая Римского-Корсакова «Царская невеста» в постановке Московского театра оперы и балета имени К. С. Станиславского.
Юбилей решено отметить демократичнее (очевидно, в целях экономии) – концертом солистов и коллективов Сочинской филармонии, а также выступлением артистов из Ставропольского театра оперетты и Белгородской филармонии. Фойе украсят выставка артефактов «Лики Зимнего» из семейного архива архитектора Константина Чернопятова, по проекту которого построен театр, и экспозиция картин художника Александра Отрошко «От истоков до современности».
Но пока в Сочинском концертно-филармоническом объединении, в состав которого Зимний театр входит наряду с Залом органной и камерной музыки имени Алисы Дебольской, идут приготовления к празднику, в одной из «боевых единиц» СКФО – Сочинском симфоническом оркестре, основанном в 1991-м, а муниципальный статус получившем в 2001-м, состоялось примечательное и не очень радостное событие.
На общем собрании оркестрантов художественный руководитель Алексей Асланов – петербургский дирижёр, возглавивший коллектив в сентябре 2020-го (в августе 2021-го занявший пост гендиректора), – объявил без обиняков, что у руководства закончились средства на зарплаты и компенсации за аренду квартир. И не исключено, что в юбилейно-победном мае предстоит… роспуск коллектива. Если не полный, то частичный.
– Наши дела в городе ухудшаются,
– констатировал Алексей Андреевич.
– С апреля мы вынуждены отказаться от съёма жилья для музыкантов. Больше у нас такой финансовой возможности нет. И самое печальное, что, возможно, с мая город может забрать сорок штатных единиц, урезав и без того небольшой бюджет оркестра.
В связи с этим мы вынуждены приостановить деятельность в нынешнем составе.
Апрель – последний месяц, в котором сохраняются прежние обязательства по зарплате… Согласен, происходящее абсурдно. И то, что делается в отношении оркестра, – беспредел.
Асланов выразил уверенность, что кризисная ситуация когда-нибудь обязательно разрешится. А пока в коллективе останутся исполнители, имеющие сочинскую прописку (коих, к сожалению, не так уж много.
– Фактически с января мы тянули экономику собственными силами,
– сокрушался гендиректор,
– но наши возможности не безграничны… Президентский грант, полученный в прошлом году, выдавался только под конкретный проект – I Сочинский фестиваль классической музыки. И это один из значительных результатов нашей прекрасной работы… Хочу всех поблагодарить, что столько сделано!
Отвечая на вопросы, Алексей Андреевич уточнил: камерным составом планируется проведение в месяц двух-трёх концертов. Причиной происходящего названо распоряжение мэра Сочи Алексея Копайгородского о том, что, если в муниципальных учреждениях вакансия не занята в течение трёх месяцев, она ликвидируется.
– …К печальному положению дел привела цепочка неблагоприятных для нас крайних мер,
– поделился соображением гендиректор.
– Трудно не заметить чьё-то настойчивое желание, чтоб наш коллектив прекратил существование в таком виде. Говорю, как есть…
Я сам долгое время верил администрации города – мы провели немало совместных совещаний. Чем всё закончилось, вы знаете: если мэрии и нужен оркестр, то в камерном формате, играющий эстрадно-симфоническую музыку.
«ЛГ» писала о «золотом периоде» в жизни Сочинского симфонического оркестра, совпавшем с назначением на должность его худрука петербургского дирижёра Антона Лубченко («Я ведь по жизни – странник», «ЛГ», № 4, 2022). Увы, три с половиной года успешной деятельности Антона Владимировича по превращению захудалого курортного коллектива в достойный олимпийской столицы – с 2017-го по 2020-й – пропали даром.
Новое руководство Сочи, судя по всему, в развитии профессионального искусства взяло курс на упрощение-примитивизацию. Чай, не баре какие, чтоб удивлять собственными постановками классических опер и проводить симфонические премьеры, соперничающие с мировыми столицами! Нам бы репертуар сельского Дома культуры – под стать нынешним ведущим менеджерам и руководителям отрасли. А Москва с Петербургом, конечно, обеспечат статусными гастрольными проектами да халтурными антрепризами. От звёзд в сезон всегда в глазах рябило!
Зачем нужен оркестр, когда можно ограничиться, к примеру, квартетом? Вышли четыре местных музыканта летним вечером на площадь Искусств, сыграли несколько камерных произведений или попурри из кинохитов – отдыхающие довольны, а чиновникам не придётся ломать голову над предоставлением приглашённым специалистам хотя бы служебного жилья, выделением бюджетов на ремонт инструментов, новые костюмы, достойную оплату труда, превышающую прожиточный минимум…
Зато можно бравурно отчитываться об обустройстве за федеральный счёт набережных, скверов, парков и иных рекреационных зон, позволяющих зарабатывать на туризме. И не всегда внятно-осмысленно произносить с телеэкрана дежурные речи об экономических достижениях, ставших возможными благодаря личному вкладу градоначальника, занявшего третью строчку в федеральном мэрском рейтинге, и губернатору, попавшему в топ самых влиятельных глав субъектов РФ.
О духовной жизни туристов между посещениями пляжа и экскурсиями, а также регионально-муниципальных чиновников, давно ставших в Сети притчами во языцех (им бы лишний раз вспомнить, что молчание – золото), говорить не приходится.
Конечно, в злоключениях сочинского оркестра имеется и лепта его гендиректора, которому в конце мая исполнится всего-то двадцать восемь лет. Вакуум вокруг него и отсутствие у властей предержащих желания долее «входить в положение» образовались не на пустом месте. Поговаривают, что тактика получения президентского гранта, выданного отчасти благодаря козырянию именем Валерия Гергиева, не нашла понимания в Мариинском театре.
Название грантового фестиваля в части «I Сочинский» де-факто перечеркнуло историю Зимнего международного фестиваля искусств Юрия Башмета, начинавшегося с сочинских фестивалей классической музыки. Да и расходы на личный пиар и приглашённых артистов, возможно, не всегда были сбалансированными с благом коллектива. С другой стороны, молодо-зелено: опыт приходит с опытом.
Безусловно, любовь не в том, кого любят, а в том, кто любит. Сочи с имеющейся (или отсутствующей?) атмосферой города-праздника и его Зимний театр с симфоническим оркестром могли бы рассчитывать не на формально-корыстную, потребительскую любовь, а на подлинную и большую, совершающую чудеса великодушия и прогрессивных преобразований.
Что имеем – не храним…
Виктор Терентьев, “Литературная газета“