30 мая 2020 года в Концертном зале им. П. И. Чайковского VII Международный фестиваль вокальной музыки «Опера Априори» представит уникальную программу «Осколки безумия» в исполнении французского ансамбля барочных инструментов «Амариллис» под управлением Элоиз Гайар и оперной звезды Стефани д’Устрак.
***
Я подготовила эту новую программу в честь 25-летия нашего ансамбля, которое мы бы хотели отпраздновать вместе со Стефани д’Устрак, нашей давней партнёршей.
Сыграв Медею, Дидону и также Марию в двух совместных программах и выпустив с нашим ансамблем диски, на этот раз Стефани перевоплотится в персонаж, символизирующий эпоху барокко – фигуру Безумия с тысячами лиц, чрезмерную и экстравагантную, представляющую разные грани человеческих страстей.
Безумие и Любовь всегда недалеки друг от друга. В одной из своих басен Лафонтен объяснил, что объединяет эти два чувства:
“Всё было взвешено у жителей небес,
И польза общая, и частный интерес;
И после долгого раздумья
Сошлися на решенье все таком:
Навеки присудить Безумию
Божку любви служить проводником”.
В этой программе я хотела представить все грани и проявления Безумия, изучить его различные личины и выделить с помощью композиторов эпохи барокко связанные с ним характеры.
Это безумное путешествие начинается с Безумия-Соблазнительницы. Её выход, очаровательный и триумфальный, сопровождается арией из оперы-балета «Венецианские праздники», сочинённой Андре Кампра в 1710 году на либретто Антуана Данше. Весело и живо, она приглашает нас следовать за собой и вкусить все прелести жизни, отгоняя холодный разум.
Желая продлить эту радостную атмосферу инструментальной виртуозности, я включила в программу Концерт для семи инструментов Иоганна Давида Хайнихена, который работал в Лейпциге, Венеции и Дрездене и был прозван музыковедом Бурни «Рамо немецкой музыки». Это композитор, который оказался «общеевропейским», опередив время, любил говорить, что музыка должна быть написана в смешанном стиле и обладать одновременно немецкими, французскими и итальянскими характеристиками.
Его Концерт соль минор воплощает эту алхимию, где духовые и струнные инструменты взаимодействуют в духе гармонии и счастья.
Счастливое Безумие предаётся любовным утехам в арии, воспевающей чувство любви, из трагедии «Семела», положенной в 1709 году на музыку Мареном Маре, придворным гамбистом, композитором и фаворитом Людовика XIV. В том же духе этой арии вторят отрывки из кантаты для сольного голоса и симфония, посвященная Семеле и сочинённая Андре Кардиналом Детушем в 1719 году.
В этой кантате Семела, дочь Кадма, царя Фив, была соблазнена Юпитером, от которого она ждала сына. Однако Юнона, жена бога Юпитера, в своей ревности побудила Семелу попросить у Юпитера явить доказательства своего божественного начала и показать себя во всей божественной славе, той самой, в которой он предстает перед своей женой. Это видение, конечно, непозволительно и невыносимо для человеческих глаз, и Семела умирает, пораженная молнией.
Что касается их нерождённого ребенка, он чудесным образом был извлечён и пришит к бедру Юпитера вплоть до его рождения под именем Вакха-Диониса.
Ассоциация и объединение Семелы с темой Безумия возникает в контексте двух преступлений: преступление Юпитера, который страстно возжелал смертную женщину, и преступление девушки, которая выходит за пределы человеческих знаний и трагически теряет разум и жизнь. Следом за этим я решила поставить чакону «Огонь», написанную Жаном-Фери Ребелем для балета «Элементы», созданного в 1737 году. Чакона отсылает нас к теме сожжения Семелы, когда Юпитер открылся ей во всей своей божественной славе и силе.
Обезумевшая и отчаявшаяся, непостоянная и страстная, наша мадам Безумие появляется в Mad Songs или безумных песнях, живописующих женщин, погружённых в безумие любовных страданий. Генри Пёрселл в песне Mad Bess, также известной как Bess of Bedlam, отсылающей нас к известному сумасшедшему дому в Лондоне, решает обратиться к придворному развлечению под названием Gray’s Inn Mask, которое ассоциируется с популярной в то время модной балладой Tom o’Bedlam.
Потерявшая рассудок Бесс воображает себя на чудесном острове. Отчаяние вызывает у неё дивные галлюцинации, перемежающиеся воспоминаниями, которые заставляют её надеяться на смерть на лоне волшебной природы. «Мир настолько сумасшедший, что Бесс не может надеяться на какое-либо лекарство от боли», – пишет анонимный поэт.
Вторая ария безумия, созданная Пёрселлом, является своего рода музыкальным завещанием, поскольку он сочинил её за несколько дней до смерти. Эта ария более проработана, чем предыдущая, с использованием контрастных частей, стилей и красок.
Пёрселл изображает человеческую природу в широком диапазоне очень тонких эмоций. Каждый раздел текста носит название: «грустное безумие», «веселое безумие», «меланхолическое безумие», «страсть», «деменция» и мелодия, соответствующая каждому из этих названий, переносит нас от чрезвычайной бодрости в бесконечные истомы, от весёлой танцевальной мелодии к очень выразительной громкой жалобе, которая выражается в форме восхитительного речитатива.
Затем я хотела показать, что бред и состояние исступления, вызванные любовными муками, также могут стать и источником надежды. Георг Фридрих Гендель показывает нам свой огромный драматический талант в одной из своих кантат, написанной во время поездки в Италию между 1706 и 1710 годами – Ah, crudel, nel pianto mio.
По прибытии в Рим Гендель быстро влился в определявшие политическую и культурную жизнь круги дворянства и духовенства. Среди его покровителей были кардиналы Бенедетто Памфили и Пьетро Оттобони, два самых активных римских мецената, а также маркиз Франческо Мария Марескотти-Русполи.
Кардиналы были частью Аркадской академии, ассоциации поэтов и интеллектуалов, основанной в 1690 году отрёкшейся от шведского престола Королевой Христиной, которая стремилась вновь придать особый статус итальянской поэзии. Основная тема их стихов была связана со сложными любовными коллизиями, подпитываемыми ревностью, между пастухами и нимфами, бесконечно упрекающими друг друга в капризах, погружаясь в отчаянные ламентации. Эти пьесы являются источником самого популярного жанра в области камерной вокальной музыки в Италии в начале XVIII века – камерной кантаты.
В кантате Аh, crudel, nel pianto moi Гендель передаёт все нюансы и контрасты чувств, выраженных в этой любовной жалобе. Написанная для различных духовых и струнных инструментов, кантата начинается со вступительной sinfonia в форме концерта в двух частях для двух гобоев, струнных и генерал-баса. Затем друг за другом следуют три контрастирующие арии. Печаль оставленной возлюбленной сменяется надеждой на счастливую развязку.
Мне показалась интересной идея познакомить публику с вступлением к комической опере, написанной Рейнхардом Кайзером, сюжет которой взят из комедии Тома Корнеля «Сам себе тюремщик, или принц Жодуле» (1655) и игравшейся в XVIII веке под названием «Смешной принц Жодуле». Этот зиншпиль оригинален по нескольким причинам.
Sinfonia у Кайзера имеет название Burla, что по-испански может означать одновременно насмешку и обман. Музыкальный язык этой увертюры столь же шутлив, сколь и сильно контрастен. Она состоит из пяти частей, очень ярких с мелодической и ритмической точек зрения. Так, во второй части звучит тема испанских безумств, которые отсылают нас к нашему персонажу.
Но вскоре Безумие, столкнувшись с людской неблагодарностью, погружается в уныние. Оно желает «предать всех смертных их грустной участи», чтобы «лишившись его помощи, они чувствовали в избытке свои тяготы и несчастья», о чём и рассказывает нам в одной из арий оперы-балета «Карнавал и Безумие» Андре Кардинала Детуша.
Госпожа Безумие определённо противоречива по своей натуре. Предоставим же ей право завершить эту историю ещё одой арией Детуша в форме гавота, которая перекликается с моралью басни Лафонтена:
Без любви и безумия не бывает счастливых моментов.
Элоиз Гайяр, художественный руководитель ансамбля «Амариллис»
Перевод: Французский институт под редакцией Елены Харакидзян
***
В конце сентября – начале октября 2019 года состоялся премьерный тур программы по Франции (Festival d’Ambronay, La Courroie, Grand Théâtre d’Angers, Opéra de Rennes). А в 2020 году запись программы Éclats de Folie выйдет и на компакт-диске.