
В октябре 2023 года Московский театр Новая Опера имени Е.В. Колобова откроет 33-й сезон.
Первой премьерой станет постановка оперы «Летучий голландец» Рихарда Вагнера. Показы состоятся 6, 8, 10, 12 октября.
Спектакль готовит творческая команда, известная смелыми сценическими решениями и новаторскими трактовками произведений: музыкальный руководитель и дирижер Филипп Чижевский, режиссер-постановщик Константин Богомолов, художник-постановщик Лариса Ломакина.
Этот спектакль – первый опыт совместной постановки двух российских театров: Московского театра Новая Опера имени Е. В. Колобова и Пермского театра оперы и балета имени П. И. Чайковского.
На пермской сцене показы прошли в апреле 2023 года.
О практике совместных постановок как о действенном инструменте обогащения и обновления репертуара директор театра Новая Опера Антон Гетьман подробно рассказал в паблик-токе «Поверх барьеров. Театральная копродукция как художественная политика» в Перми. Видеозапись встречи доступна по ссылке:
Антон Гетьман:
«Только разнообразие оперного репертуара позволяет поддерживать постоянный зрительский интерес. При этом создавать новое гораздо эффективнее, скооперировавшись с кем-то. Помимо того, что сам формат совместной постановки очень привлекателен, он открывает колоссальные профессиональные, творческие возможности для театров-копродюсеров. Это тот случай, когда выигрывают все, а самое главное – выигрывает зритель».
Постановка «Летучего голландца» Р. Вагнера посвящена сразу нескольким датам: 210-летию со дня рождения композитора (1813–1883) и 180-летию со дня мировой премьеры оперы в Дрездене (1843).
В России оперу впервые исполнили 125 лет назад в рамках петербургских гастролей немецкой труппы Ганса Рихтера (1898). Через несколько лет состоялась первая российская постановка в Большом театре (под названием «Моряк-скиталец», 1902).
На этой же сцене был реализован исторический проект: в 2004 году «Летучий голландец» стал первым спектаклем-копродукцией, осуществленной вместе с Баварской оперой. Символично, что сегодня именно это произведение создало еще один прецедент – первую театральную копродукцию внутри России.
Летучий маньяк: премьера постановки Константина Богомолова в Пермской опере
Вагнер на протяжении всей жизни возвращался к партитуре «Летучего голландца», создавая новые редакции. Постановка Пермского театра и Новой Оперы – обращение к первой версии произведения, написанной в 1841 году.
Вдохновившись новеллой Г. Гейне «Из мемуаров господина фон Шнабелевопского», а также получив сильнейшее впечатление от шторма по пути из Риги в Лондон, композитор создал либретто для Парижской оперы, но в сочинении музыки для постановки в этом театре ему было отказано. На основе его текста Пьер Луи Дитш написал оперу «Корабль-призрак».
Вагнер же продолжил работу над произведением и создал романтическую оперу в одном акте и трех сценах (1841). При жизни композитора эта версия не исполнялась. К моменту премьеры в Дрезденской опере в 1843 году произошли радикальные преобразования: структура стала трехактной, изменены тональный план и оркестровка, действие перенесено из Шотландии в Норвегию, в связи с чем исправлены имена героев. Лишь в 1983 году издательство Shott впервые опубликовало оригинальную редакцию партитуры.
Музыкальный руководитель и дирижер Филипп Чижевский:
«Первая редакция – шедевр точности, графичности, структурности, но главное – это высказывание по-настоящему радикального художника, произведение, написанное человеком, вставшим на путь воина, путь бескомпромиссного творческого поиска» (из интервью Дмитрия Ренанского, Пермь, 2023).
Для Новой Оперы музыка Рихарда Вагнера – репертуарная ценность. В афише театра – оперы «Лоэнгрин» и «Тристан и Изольда». Теперь эти вершины вагнеровского искусства дополнит «Летучий голландец» – опера, только открывающая путь в зрелый период творчества композитора. Но именно здесь формируется его индивидуальный стиль, основанный на единстве музыки и драмы, симфонизации оперы, сквозном музыкальном развитии.
Опираясь на оперную традицию прошлого,
«он сосредоточился на энергии движения, воплощаемой всеми доступными музыканту средствами» (Анна Порфирьева, из материалов к постановке в Перми).
«Из стилевых и жанровых моделей, которыми Вагнер жонглирует в “Голландце”, и в самом деле можно составить целый каталог: речитативы secco, речитативы accompagnato, шубертовская Lied, абсолютно импрессионистские по звучанию эпизоды, классицизм, над которым он так изящно смеется…
Всё это как-то удивительно органично сосуществует в сознании композитора – причем он, что характерно, не стремится спрятать швы, а, наоборот, выворачивает их наружу, подчеркивая и гиперболизируя все острые углы, возникающие на границах разных стилей.
Когда ты слушаешь “Голландца”, в воображении рисуется образ Франкенштейна, сотворенного из частей тела других людей – не пугающий, но невероятно притягательный» (из интервью Дмитрия Ренанского, Пермь, 2023).
Сценическое решение режиссера-постановщика Константина Богомолова подчеркивает несколько важных тем, поднятых Вагнером в «Летучем голландце». Прежде всего, приковывает внимание трактовка образа главного героя. Исследователи творчества композитора сравнивают Летучего голландца, бросившего вызов высшим силам, с Манфредом, Фаустом, Максом из «Вольного стрелка» К.М. фон Вебера. Интересна ассоциация с героем «Фиделио» Л. ван Бетховена – заключенным Флорестаном, которого от смерти в тюрьме спасает жена Леонора.
Известно, что юный Рихард Вагнер был в восторге от исполнения «Фиделио» в Дрезденской опере, в эссе об этой музыке он связывал замысел Бетховена с идеей искупления, которая прослеживается и в «Летучем голландце». Проводя параллель с Флорестаном, становится очевидно, что Голландец – тоже невольник судьбы, который мечтает об освобождении благодаря верной любви. Именно невольником, заключенным, особо опасным преступником он и предстает в спектакле Константина Богомолова.
Константин Богомолов:
«Для нас с Филиппом Чижевским было принципиально, что в “Летучем голландце” мы не вторгаемся в структуру произведения, не вспарываем музыкальную ткань паузами или вставками стороннего материала. При этом характер взаимодействия с музыкой, наверное, у нас по-прежнему куда более вольный, чем обычно принято в опере – с гораздо более нигилистическим (в хорошем смысле) отношением к этому священному чудовищу, к партитуре» (из интервью Дмитрия Ренанского, Пермь, 2023).
Основой для либретто оперы стала не только новелла Гейне, но и народные легенды о корабле-призраке. Более того, эпос, мифы, саги воплотились и в последующих сочинениях Вагнера. Константин Богомолов и его постоянный соавтор – художник-постановщик Лариса Ломакина – развили эту тему в новом ключе, учитывая первую премьерную площадку (Пермскую оперу) и отталкиваясь от реальностей Пермского края. Так в спектакле появились отсылки к местным архитектурно-этнографическим элементам, традиционным костюмам.
Эпатажная премьера: Константин Богомолов поставил в Перми “Кармен”
Лариса Ломакина:
«В музыке проявилась склонность Вагнера к эпическим историям, не к бытовым. Поэтому мы решили сделать декорацию не реалистической, а в некотором смысле формальной – если воспринимать это слово положительно, формальной в хорошем смысле слова. В ней нет реалистичных элементов, но восприятие ее элементов вполне реалистично. Мы постарались использовать то, что у большинства людей, с которыми я разговаривала, ассоциируется с понятиями “русская деревня”, “Русский Север”, “Предуралье”. Большинство мнений: это старое, обветренное, почти серебряное дерево» (из интервью Юлии Баталиной, Пермь, «Новый компаньон», 2023).
Премьера в Перми в апреле 2023 года предсказуемо стала событием, которое вызвало множество откликов. Рецензии критиков доступны по ссылке.
Маэстро Филипп Чижевский, режиссер Константин Богомолов и художник Лариса Ломакина впервые представят постановку в Новой Опере. В таком составе эта творческая команда успешно дебютировала в 2018 году в Московском академическом музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (оратория «Триумф Времени и Бесчувствия» Г. Ф. Генделя), затем в 2021 году состоялась постановка «Кармен» Ж. Бизе в Пермской опере.
Филипп Чижевский уже сотрудничал с Новой Оперой ранее: в январе 2023 года он подготовил концертную программу «Адамс, Брамс, Брукнер» в рамках Крещенского фестиваля. В новом сезоне также запланировано его участие в Крещенском фестивале и цикле симфонических программ «Брукнер+».
В постановочную группу спектакля вошли: художник по свету Иван Виноградов, художник по видео Алан Мандельштам, моушн-дизайнер Михаил Мясников, хормейстер Юлия Сенюкова.
Главные партии репетируют ведущие солисты Новой Оперы. В роли Голландца – Анджей Белецкий, участник многих премьерных спектаклей последних сезонов («Кармен» Ж. Бизе, «Стиффелио» Дж. Верди, «Иоланта / Карлик» по операм П.И. Чайковского и А. фон Цемлинского); Андрей Борисенко, исполняющий и классические, и современные оперы («Доктор Атом» Дж. Адамса).
Для обоих артистов музыка Вагнера входит в основной репертуар (партия Фридриха фон Тельрамунда в «Лоэнгрине»). В роли Сенты – Марина Нерабеева, лауреат премии «Золотая Маска» за исполнение партии Мари и Мариэтты в спектакле «Мертвый город» Э.В. Корнгольда; Ольга Терентьева, успешно исполняющая главные партии в постановках вагнеровских произведений в Новой Опере и Мариинском театре (Эльза в «Лоэнгрине», Изольда в «Тристане и Изольде»).
Страница спектакля на официальном сайте театра Новая Опера.
Пресс-служба театра “Новая опера”