29 марта 2024 года в Зале Чайковского завершается третий сезон абонемента «Другое пространство. Continuo».
В центре программы – мировая премьера сочинения «Остановилось время!» нашего современника Юрия Каспарова и российская премьера «Озарений потустороннего» – последнего произведения крупнейшего композитора ХХ века Оливье Мессиана.
Впервые в России прозвучит и Скрипичный концерт Бернда Алоиса Циммермана (солист – Даниил Коган); в программе также «Ритуал» Альфреда Шнитке. В концерте участвуют Российский национальный молодежный симфонический оркестр и ансамбль Questa Musica, дирижер – Филипп Чижевский.
Международный фестиваль актуальной музыки «Другое пространство», впервые состоявшийся в 2009 году, был и остается в первую очередь фестивалем премьер. В программах абонемента «Другое пространство. Continuo» также преобладают московские, российские и мировые премьеры; в нынешнем концерте их три.
Открывает вечер сочинение «Остановилось время!» для 12 голосов и 16 инструменталистов нашего выдающегося современника Юрия Каспарова – московского композитора и педагога. Звуковая фреска, как называет ее автор, на стихи Зинаиды Гиппиус создана при поддержке программы «Ноты и квоты» Союза композиторов России по заказу дирижера Филиппа Чижевского и ансамбля Questa Musica, которые и представят сочинение впервые.
«Мотив застывшего времени является одним из основных в творчестве Гиппиус,
– рассказывает композитор.
– Остановившееся (или круговое) время в античные времена воспринималось как знак гармонии и стабильности мира, но в XX веке оно стало символом безысходности, безнадежности, вечности и смерти. Течение музыкального времени тесно связано с течением времени физического – оба они постоянно меняются, и каждая эпоха в искусстве определятся своей формулой.
Сегодняшняя формула значительно сложней, чем, к примеру, формула, “работавшая” у классиков – Гайдна, Моцарта, Бетховена… Как утверждал Стравинский, “феномен музыки дан нам единственно для того, чтобы внести порядок во все существующее, включая сюда, прежде всего, отношения между человеком и временем”.
Безусловно, эти отношения неизменно определяются неосознанным, интуитивным ощущением физического закона и восприятием социума. И именно это в первую очередь отличает современную музыку от несовременной, пусть даже и написанной сегодня».
Филипп Чижевский: «Замыкаться на какой-то одной эпохе для меня невозможно»
Остальные произведения прозвучат в исполнении Российского национального молодежного симфонического оркестра; за исключением «Ритуала» Шнитке, посвященного памяти погибших во Второй мировой войне, это российские премьеры. Даниил Коган выступит солистом в Скрипичном концерте Бернда Алоиса Циммермана, чья музыка звучала на открытии «Другого пространства» в 2020 году.
Концерт интересен как одно из ранних крупных сочинений будущего автора знаменитой оперы «Солдаты», первым применившего метод полистилистики; хотя здесь до нее еще далеко, в сочинении встречаются элементы додекафонии, черты неоклассицизма, отзвуки джаза и барокко.
На фестивале «Другое пространство» 2018 года исполнялось и одно из сочинений Оливье Мессиана – кульминацией нынешнего вечера станут его «Озарения потустороннего», творческое завещание композитора: грандиозное полотно, написанное по заказу Нью-йоркского филармонического оркестра и впервые прозвучавшее через полгода после смерти автора.
Состав огромен даже по меркам Мессиана – 128 оркестрантов, в том числе 10 исполнителей на ударных, 17 медных духовых и 28 деревянных, включая 10 кларнетов и 10 флейт; каждая из 11 частей отличается своим уникальным саундом.
«Я представил себе, будто нахожусь перед занавесом, в темноте, пытаясь постичь то, что лежит по ту сторону: Воскресение, вечность, новая жизнь,
– говорил композитор незадолго до смерти.
– То, что нас ждет, я пытаюсь выразить в “озарениях” – речь, конечно, о Христе, чьим светом будут сиять те, кто воскреснет».
Сочинение поистине наполнено светом, что существенно отличает его от многих других финальных опусов великих композиторов; опыт его исполнения станет незабываемым и для музыкантов, и для публики.
Пресс-служба Московской филармонии