Героиня стала еврейкой с одесской Молдаванки.
«Очень специфическая постановка»,
– деликатно выразились театральные критики о премьере «Кармен», которая состоялась 3 апреля в Пермском театре оперы и балета.
Причем, к музыкальной части спектакля вопросов нет. И приглашенные солисты, и пермские артисты и оркестранты блестяще справились с поставленной задачей. Зрители даже попросили создать концертную версию оперы в постановке дирижера Филиппа Чижевского.
Но вот режиссерские идеи Константина Богомолова одних заставили смеяться, других негодовать.
«Такой Кармен вы еще не видели»,
– обещал режиссер задолго до премьеры.
И в самом деле, не видели. Взяв за основу классический сюжет, Константин Богомолов перенес действие оперы в Одессу, где Кармен стала еврейкой с Молдаванки. А сам спектакль превратился в эпатажное шоу. Если в предыдущей версии «Кармен», поставленной в Перми в 2005 году, на сцене появились писсуары, символизирующие солдатскую казарму, то у Богомолова Кармен пела свою арию, достав из-под юбки нечто вроде женского тампона. А в финале героиня погибает под звуки бензопилы.
«Это похоже на попытку вернуть оперу туда, где она начиналась, считаясь «низким» жанром на потребу публике»,
– высказался один из пермских музыкантов.
Опера шла на французском – языке оригинала, а драматические диалоги, написанные самим Богомоловым, – на русском. Над сценой время от время появлялись забавные титры. К примеру:
«Поет хор одесского морского порта имени товарища Кехмана».
Кстати, сам «товарищ Кехман» – художественный руководитель Михайловского театра и Новосибирского театра оперы и балета – находился в этот момент в зале, он приезжал в Пермь на премьеру «Кармен». Разумеется, прибыла на премьеру и жена Богомолова – Ксения Собчак.
«Какое же это прекрасное чувство, сидеть в зале и гордиться своим мужем. Непрекращающиеся овации и восторг на премьере оперы «Кармен» !!! Видеть восторг зала и понимать, что ты живешь с человеком не просто очень одаренным, а меняющим правила игры в искусстве. …Люблю. Горжусь. Полный восторг»,
– написала Ксения Собчак у себя в Инстаграме.
Вообще, москвичей в зале было немало. Специально под них цены на премьерный спектакль подняли до 12 тысяч рублей.
«Это приемлемо для тех людей, кто может себе позволить прилететь на самолете в Пермь, снять гостиницу и пойти в театр,
– рассказала Алла Платонова, директор по развитию Пермского театра оперы и балета.
– Мы учитываем состав этой аудитории и даем им возможность поддержать театр, чтобы последующие спектакли были более доступны для пермяков.»
Кстати, сам Богомолов за постановку получил гонорар в 1,3 миллиона рублей.
После премьеры с открытым письмом к Константину Богомолову обратился Алексей Хорошев, художник по свету Пермского оперного театра, дважды лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска»:
«Хочу донести до вас ту душевную рану, которую нанес мне и близким мне людям ваш спектакль и особенно финальная сцена, где стихи великого солнечного поэта, цельные и самоубийственные в своей искренности и мощи, оказались буквально искромсаны бензопилой, разъяты на кровоточащие ошметки и скормлены – вложены в уста маньяку Соколову и бедолаге Хозе»,
– в частности, написал Алексей Хорошев.