Вечер 21 декабря 2023 в Зале Чайковского Александр Рудин и Московский камерный оркестр Musica Viva посвящают Моцарту, предлагая особый взгляд на его творчество.
Знаменитый Фортепианный концерт № 24 прозвучит с участием исторических инструментов в историческом строе, пианист Алексей Любимов исполнит сольную партию на рояле «Блютнер» 1868 года.
Кульминация программы – драма «Тамос, царь Египта» Геблера с музыкой Моцарта, которая впервые в России будет представлена полностью – с участием вокального ансамбля Intrada и актера Театра имени А. С. Пушкина Александра Арсентьева.
Дирижер Александр Рудин принадлежит к типу музыкантов-интеллектуалов, для которых важная часть творческой жизни – знакомство слушателей с сочинениями, редко звучащими в концертных залах, но без которых музыкальный ландшафт теряет важные детали. Такова программа 21 декабря: во втором ее отделении прозвучит музыка Моцарта для драматического театра.
Вольфганг Амадей любил театр во всех его проявлениях, но музыку к спектаклю написал лишь однажды. По просьбе выдающегося драматурга Тобиаса фон Геблера он сочинил музыкальные номера для драмы «Тамос, царь Египта» (впервые в России они прозвучат целиком). Пьеса широкого успеха не имела, зато для Моцарта эта работа стала маленькой творческой лабораторией, где он опробовал приемы, впоследствии сыгравшие важную роль в его поздних сочинениях.
Пару редко исполняемой музыке к «Тамосу» составит знаменитый Фортепианный концерт № 24 Моцарта, который публика услышит в нетипичной для российских академических залов интерпретации: на исторических оркестровых инструментах и историческом рояле «Блютнер» (оригинал 1868 года, Лейпциг). Сольную партию исполнит выдающийся пианист и знаток классического стиля Алексей Любимов – один из ведущих исполнителей на исторических инструментах XVIII–XIX веков.
Играя на отреставрированных фортепиано времени Моцарта, Бетховена, Глинки, Шопена, Брамса и Дебюсси, Любимов демонстрирует богатство звучания каждого инструмента, его отличие от современных роялей, представляет классические шедевры в стилистике, соответствующей их эпохе. Произведения звучат максимально близко к тому, как их воспринимали композиторы и первые слушатели.
«Моцарт никогда не написал бы для современного рояля так, как писал в XVIII веке,
– считает Любимов.
– Инструменты прошлого дают публике возможность открыть в знакомой музыке совершенно новые черты, которые заложены туда композитором и скрыты за звуком рояля нашего времени».
Пресс-служба Московской филармонии