
Вечером 3 февраля 2023 в Рахманиновском зале Московской консерватории им. П. И. Чайковского прозвучат монументальные фортепианные квинтеты С. Танеева и Д. Шостаковича.
Их исполнят молодые, но уже успевшие зарекомендовать себя самым лучшим образом музыканты: Екатерина Реннер (фортепиано), Сергей Мазур (скрипка), Василиса Хаддад (скрипка), Надежда Царева (альт), Алексей Говоров (виолончель).
Композитор-симфонист. Этот фразеологизм устойчиво закрепился в музыкальной практике и теории. Однако в глубоком своем понимании, этот термин подчеркивает не только оркестровое наследие композитора, но и образ мышления, характер и форму его сочинений. Камерные опусы таких композиторов не уступают оркестровым в своей глубине и масштабности, и складываются в мини-симфонии для нескольких человек.
Именно такими свойствами обладают квинтеты для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано Сергея Танеева и Дмитрия Шостаковича, которые прозвучат на сцене зала имени Рахманинова в исполнении лауреатов международных конкурсов, выпускников Московской и Санкт-Петербургской консерваторий.
Программа концерта подобрана не случайно: она объединяет двух значимых творцов и теоретиков двух столиц. Танеев — ученик Чайковского, представляет московскую композиторскую ветвь, а Шостакович — Ленинградскую, вобравшую в себя несколько поколений педагогов начиная с Римского-Корсакова. Оба композитора многие годы были профессорами своих alma mater взращивая свежие музыкальные умы.
Другая общность: оба квинтета написаны в тональности соль-минор. Немецкий композитор и органист Кристиан Шубарт (1739-1791) в своем трактате «Идеи к эстетике музыкального искусства» писал:
“Каждая тональность либо окрашена, либо не окрашена. [Композитор] выражает невинность и простоту с помощью неокрашенных тональностей. Нежные, меланхоличные чувства [выражаются] бемольными тональностями; дикие и сильные страсти — диезными”.
И действительно, если проследить за тенденциями композиторского искусства, можно уловить некую общность сочинений, написанных в одной тональности. Соль-минор окрашен трагизмом, внутренним опасением и борьбой со своими страхами: симфония Моцарта №40, симфония №1 Чайковского, Рахманинов прелюдия №5. Даже знаменитый Имперский марш из к/ф «Звездные войны» написан в соль-миноре.
Сам Шубарт описывал соль-минор так:
«…неудовольствие, беспокойство, опасение по поводу провалившегося замысла; негодующий трепет; […] гнев и отвращение…»
Две “камерные симфонии”, которые прозвучат 3 февраля в Рахманиновском зале, разделяет всего 30 лет. Хотя по меркам XX века это внушительный срок: в те годы музыкальная мысль развивалась как никогда стремительно, композиторский язык трансформировался. Тем не менее, эти опусы смотрят сквозь зеркало времени друг на друга.
Квинтет Танеева является кульминацией камерного творчества композитора. Написанный в 1911 году, он синтезирует в себе классичность формы и романтичность содержания. Глубокий и монолитный, он приближается к музыке Скрябина и Рахманинова. Уникальная медленная часть как будто заглядывает в будущее, предвещая пассакалии Шостаковича и Стравинского.
В то же время, квинтет Шостаковича своим мелодизмом и полифонией отсылает к традициям русской музыкальной классики. В те годы Шостакович основательно работал над оркестровкой оперы Мусоргского «Борис Годунов», что не могло не повлиять на образную составляющую и внесло «смуту» в музыкальный материал. Ощущение нестабильности обусловлено также временем написания — премьера квинтета состоялась в ноябре 1940 года.
Исполнение этих квинтетов требует прочности и выдержки физической и эмоциональной, что не помешало им закрепиться в концертной практике. Уникальное сочетание позволит ощутить эпоху и окунуться во внутренние терзания двух симфонических гениев в камерном формате.
ClassicalMusicNews.Ru