24 января 2015 года, в субботу в 19.00 в Рахманиновском зале Московской Государственной Консерватории имени П. И. Чайковского состоится концерт абонемента №32 “Инструментальные ассамблеи”. “Двойной концерт”.
Исполнители: Владимир Иванов (скрипка), Михаил Уткин (виолончель)
В концерте принимает участие камерный оркестр “Московская камерата”. Дирижёр – Николай Соколов.
В программе:
– Г. Ф. Телеман – Концерт для скрипки, виолончели и струнных ми мажор;
– А. Вивальди – Концерт для скрипки, виолончели и струнных фа мажор “Протей, или Перевёрнутый мир”;
– Концерт для скрипки, виолончели и струнных ля мажор “Английский”;
– Концерт для скрипки, виолончели и струнных си-бемоль мажор;
– Г. Доницетти – Концерт для скрипки, виолончели и камерного оркестра ре минор.
24 января в Рахманиновском зале прозвучит уникальное собрание двойных концертов для скрипки, виолончели в сопровождении струнных. Если отдельные произведения для такого состава ещё можно иногда услышать, то полная программа из подобных двойных концертов в Москве никогда не исполнялась и является настоящим раритетом.
Солисты – давние сценические партнеры и друзья – известные российские музыканты, народные артисты России Владимир Иванов (скрипка) и Михаил Уткин (виолончель).
“С Владимиром Ивановым мы начали играть вместе ещё студентами в Московской консерватории – в камерных ансамблях. С 1976 года, после того, как он пришёл в “Московское трио”, наша совместная работа неизменно приносит мне и пианисту Александру Бондурянскому огромную радость. Иванов – ярчайшая творческая личность, скрипач школы Янкелевича, выдающийся педагог. Мы вот уже 40 лет не только играем вместе – мы дышим, думаем, слушаем, ощущаем музыку совершенно идентично, и такой ансамбль доставляет нам настоящее творческое удовлетворение”,
– рассказывает Михаил Уткин.
Антонио Вивальди создал лишь три двойных концерта для такого состава. Фа-мажорный “Протей” получил название, по-видимому, из-за того, что партии солистов можно поменять местами – они повторяют друг друга. Название “Английский” (“Concerto all Inglese”) для концерта ля мажор, по утверждениям некоторых исследователей, написан по заказу английских музыкантов и впервые прозвучал в Лондоне (но это не подтверждено документами!).
Самый виртуозный из трёх – концерт си-бемоль мажор, остался без специального названия.
Также прозвучат два концерта Телемана, для которых М. Уткин сделал собственную инструментовку. В оригинале их состав – солисты в сопровождении чембало и баса, и в каталогах их относят к Трио-сонатам. Впервые в новой редакции эти сочинения прозвучали в Германии в сентябре 2014 года в концерте берлинского “Schaffrath-Kammerorchester”. Теперь – российская премьера.
Двойной концерт ре минор Доницетти принадлежит к немногим оригинальным инструментальным произведениям композитора. “Московское трио” было первым исполнителем изданного лишь в 1949 году Трио Доницетти, а для солистов-инструменталистов с оркестром у этого автора есть еще Концертино для кларнета, Концертино для английского рожка и Концерт для альта.
Двойной концерт – романтическое и виртуозное произведение в трех частях. Доницетти не так хорошо знал возможности струнных (в отличие от вокала!), поэтому Двойной концерт ставит перед солистами иногда совершенно невыполнимые задачи!
Партнёрами Владимира Иванова и Михаила Уткина станет Камерный оркестр “Московская камерата” и его главный дирижёр, заслуженный артист России Николай Соколов.