
1 марта 2025 года в Зале Шнитке Московского Международного Дома музыки продолжится восемнадцатый сезон «Фортепианных вечеров с Михаилом Лидским».
В программе – произведения Франца Петера Шуберта (1797–1828) и Петра Ильича Чайковского (1840–1893).
К шубертовской музыке как нельзя лучше подходят строки из «Молитвы» Лермонтова, которую перефразирует Осип Мандельштам в стихотворении о еврейском музыканте («Он Шуберта наверчивал, как чистый бриллиант»):
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
А когда булгаковские Мастер и Маргарита обретают вечный приют, им обещают именно музыку Шуберта. В программе Михаила Лидского – несколько танцевальных миниатюр (предположительно, записанных импровизаций, которыми композитор сопровождал на фортепиано танцы своих друзей) и знаменитые «Четыре экспромта», опус 90.
Во втором отделении прозвучит известнейший цикл «Времена года» Чайковского. Эти «12 характеристических картин» составили сюиту, в которой размышления и переживания, образы русской природы и быта создают целостную картину жизни человека в мире. Как известно, одной из последних работ Чайковского был неосуществленный замысел симфонии «Жизнь», отложенный ради Шестой симфонии…
Представляемая программа уже исполнялась в ряде городов.
Из отзывов:
«Почти 2 часа музыки на одном дыхании, в зале такая тишина… даже сотовые телефоны молчали… Очень проникновенно, до глубины души, такое ощущение, что Михаил Викторович играл лично для каждого слушателя, было полное погружение в музыку Шуберта и Чайковского».
«…Время течет по реке вечности, искрится и плачет, заставляет думать и страдать. Это эмоции от поэтического исполнения Михаилом Лидским произведений Франца Шуберта. Еще был вальс. Звуки счастья зависали в воздухе, их хотелось собрать в ладошку. А когда возникла потрясающая мощь затаенного чувства, извлеченная из рояля, то особенно была слышна тишина в зале… Во втором отделении звучали «Времена года» Чайковского. Лиризм в создании зимних пейзажей, народных напевов, веселого настроения в дни праздников – так это было проникновенно и ярко исполнено Михаилом Лидским, что затронуло струны душ слушателей».
«Публика трепетно вслушивалась в каждую ноту, извлекаемую маэстро из инструмента, и взрывалась овациями в конце исполняемых произведений… Творчество Михаила Лидского — это всегда больше, чем просто исполнение. Каждое выступление превращается в уникальное путешествие в мир звуков, где каждая нота звучит с исключительной глубиной и смыслом».
Соб.инф.