Три знаковых «американских» сочинения XX века прозвучат в Петербургской филармонии в день 75-летия одного из главных американских композиторов – Джона Кулиджа Адамса.
Концерт входит в цикл, посвященный столетию Петербургской филармонии, его программа отсылает к одному из эпизодов ее великой истории, когда в 1988 году «Учение о гармонии» Адамса звучало в Большом зале в присутствии автора: 15 февраля 2022 года эта музыка прозвучит здесь вновь в исполнении Академического симфонического оркестра и одного из лучших молодых российских дирижеров Валентина Урюпина.
Солист – пианист Станислав Христенко, выступающий в крупнейших концертных залах мира.
«Учение о гармонии» Адамса – большое трехчастное произведение для оркестра, премьера которого в 1985 году принесла Джону Адамсу всеамериканскую славу. Для самого же автора эта музыка стала знаком преодоления глубокого кризиса, связанного с пиететом и даже робостью перед фигурой Арнольда Шенберга.
Идеолог додекафонии, в начале XX века списавший тональность со счетов (что нашло отражение в его труде «Учение о гармонии») для последующих поколений композиторов он стал символом интеллектуальной сложности.
Адамс пишет:
«Это с Шенбергом родилась “агония современной музыки”, и не было секретом, что аудитория академической музыки в двадцатом веке быстро сокращалась, в немалой степени – из-за слухового уродства большинства новых произведений. <…> Отвергнуть Шенберга было все равно, что встать на сторону филистимлян, а освободиться от модели, которую он представлял, было актом огромной силы воли».
Этим актом освобождения для Адамса и стало создание «Учения о гармонии»: минималистская техника здесь, по словам автора, сопрягается с гармоническим языком и экспрессией позднего романтизма. Отсюда начинается путь к главному достижению композитора: «за последние 30 лет музыка Адамса сыграла решающую роль в повороте современной музыкальной эстетики от академического модернизма к более открытому, выразительному языку».
Рапсодия на тему Паганини – одно из последних произведений выдающегося русского композитора Сергея Рахманинова, написанное во время его жизни в США – в годы эмиграции, из которой ему не суждено было вернуться. Премьера Рапсодии, в которой тема знаменитого Каприса Паганини сочетается со зловещей средневековой секвенцией Dies Irae, состоялась в Балтиморе, солировал автор.
Рапсодия в стиле блюз – визитная карточка Джорджа Гершвина, который вошел в историю как человек, которому удалось соединить классику и джаз, и тем самым открыть последнему дорогу на академическую сцену. Начальное соло кларнета называют одним из самых узнаваемых в истории музыки, а самую Рапсодию – самым знаменитым сочинением Гершвина и одной из самых исполняемых американских концертных пьес.
Пресс-служба Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича