Ильдара Абдразакова называют «царь-бас», и это совершенно заслуженно: его мастерство в сочетании с невероятной сценической харизмой не знают себе равных.
Сольный концерт певца 14 января в Зале Чайковского – редчайший подарок для меломанов, особенно если они, как и сам артист, обожают итальянскую музыкальную культуру. Составленная им программа – в полном смысле собрание хитов. За пультом Российского национального оркестра – дирижер Тимур Зангиев.
Ильдар Абдразаков, певец с мировым именем, невероятно популярен в Италии. На родине оперы – в стране, где в каждом крупном городе есть свой музыкальный театр с внушительной славной историей и где буквально каждый второй знает толк в вокальном искусстве, – российского баса приглашают выступать с особым удовольствием. Причем не только в русском репертуаре, как часто бывает с приглашенными солистами из России, но и в итальянском.
Абдразаков сумел добиться авторитета и признания у самих носителей традиции как блистательный исполнитель итальянской музыки – от золотого века бельканто до шедевров веризма, от драматических партий Верди до легких неаполитанских песен.
В сердце музыкальной Италии – миланском театре Ла Скала – артист дал почти сотню спектаклей и концертов.
Немало триумфальных выступлений состоялось и в Римской опере, где прошли первые зарубежные гастроли певца. В частности, именно на этой сцене он выступил в «Трубадуре» Верди, «Моисее и фараоне» Россини под управлением Риккардо Мути и завоевал сердца итальянских меломанов.
«Россини, Доницетти, Моцарт и Беллини стали моей школой,
– рассказывает певец.
– Я очень долго держался за этот репертуар, который русские певцы вообще-то поют очень мало, тем более за границей. Тогда я и представить не мог, что однажды сам спою в Ла Скала оперу Верди под управлением маэстро Мути. Вообразите себе, что я чувствовал: Ла Скала для оперных певцов значит примерно то же самое, что Мекка для мусульман…
Возможно, все дело в типе моего голоса и в том материале, на котором я учился, – в основном это были итальянские арии. Они вообще идеально подходят для правильного формирования голоса: итальянская опера раскрепощает, на ней можно расти».
Тимур Зангиев: “В театре ко мне всегда относились по-взрослому”
Предлагая встретить Старый Новый год в Московской филармонии, Ильдар Абдразаков не случайно сосредоточился на итальянском репертуаре (к нему примыкают и многие оперы Моцарта, взращенного на итальянских музыкальных традициях) и составил праздничную программу своего сольного концерта из песен и арий, которые без труда напоет любой меломан.
Это такие бессмертные хиты, как серенада Дон Жуана с мандолиной (из одноименной оперы Моцарта) или «статистический отчет» его циничного слуги Лепорелло; шутливая ария Фигаро, рисующая пажу Керубино перспективы армейской жизни («Свадьба Фигаро» Моцарта); могучая ода клевете от Дона Базилио из «Севильского цирюльника» Россини; и целая россыпь неаполитанских песен – от ариетты XVIII века “Caro mio ben” композитора Джордани (с неуточненным именем) до шлягеров конца XIX – XX столетия.
В их числе песни Чезаре Андреа Биксио, Родольфо Фальво, Луиджи Денцы, включая всем известные “Dicitencello vuje” («Скажите, девушки…») или “Funiculi, Funicula”. Последняя ассоциируется у старшего поколения российских слушателей с качелями, но на самом деле она всего лишь рекламирует построенный в 1880 году на вулкане Везувий первый фуникулер.
Российский национальный оркестр и дирижер Тимур Зангиев поддержат солиста популярными симфоническими фрагментами из опер Моцарта («Луций Сулла», «Дон Жуан» – увертюры), Россини («Сорока-воровка» – увертюра), Масканьи («Сельская честь» – интермеццо), Беллини («Норма» – увертюра), Верди («Травиата» – вступление) и других авторов.
Пресс-служба Московской филармонии