Грандиозностью и одновременно лирическим личным высказыванием отличается программа концерта-закрытия 76-го концертного сезона Томского академического симфонического оркестра 9 июня 2022, которую предложил художественный руководитель и главный дирижер оркестра Михаил Грановский.
Грандиозность обеспечена, с одной стороны, многожанровостью и масштабом сочинений, например, таких, как кантата «Александр Невский» С. Прокофьева, музыкой Н. Римского-Корсакова из оперы «Сказание о невидимом граде Китиже и деве Февронии», Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Д. Шостаковича, «Четыре последних песни» Р. Штрауса, а с другой – составом исполнителей.
На сцену Большого концертного зала в этот вечер выйдут около 200 человек: Томский академический симфонический оркестр, Хоровая капелла ТГУ, Омский камерный хор «Певчие», солисты из Мариинского театра (Санкт-Петербург), Новосибирской и Алтайской филармоний.
Что касается лирического высказывания, оно связано с желанием главного дирижера Михаила Грановского сыграть те произведения, которые ему близки и которые он мечтал исполнить. Такой подход объясняется тем, что одна из целей концерта – юбилей маэстро, который из-за ограничений в связи с пандемией коронавируса не состоялся в прошлом году и был перенесен.
«Всю эту музыку я люблю – и Вагнера, и Глазунова, и Прокофьева, и Крейслера, и Шостаковича, и Рихарда Штрауса,
– признается маэстро.
В памяти встаёт мое исполнение в Новосибирске кантаты «Александр Невский» в 2014 г. на «Хоровом вечере Сибири» с участием 8 хоровых коллективов, планировал исполнить кантату в Томске в прошлом году к 800-летию Александра Невского.
Оперой «Сказание о невидимом граде Китеже» дирижировал в Большом театре – одно из самых запоминающихся событий в моей творческой жизни.
Я давно мечтал исполнить «Четыре последние песни» Рихарда Штрауса. Это одна из вершин вокально-симфонического мирового репертуара. Ее исполнит ведущее сопрано Мариинского театра, Мария Баянкина, она востребована на лучших оперных сценах мира.
Второй фортепианный концерт Шостаковича не играл раньше, а музыка прекрасная, особенная лирическая вторая часть. Тем более он образует «историческую арку» с Первым концертом, которым я дирижировал на выпускном экзамене в Московской консерватории.
С сочинением Крейслера в стиле Пуньяни тоже связана семейная история – эту музыку любили в моей семье. А оказалось, что оно любимо и концертмейстером оркестра Семеном Промое».
Таким образом за два часа перед слушателями развернутся эпические картины, связанные с историческим прошлым России и ее легендами – это и победа русского воинства над тевтонцами, и обретение духовного невидимого града Китежа. Наряду с красотой и глубиной русской музыки слушатели смогут насладиться западноевропейскими шедеврами.
Пресс-служба Томской филармонии