Госоркестр Татарстана – первый региональный коллектив России, получивший собственный абонемент в Московской филармонии.
С каждым сезоном программы концертов ГАСО РТ на главной филармонической сцене становятся все сложнее и масштабнее, а партитуры, исполняемые коллективом, можно считать показателем самого высокого уровня оркестрового мастерства.
Не станет исключением и заключительная абонементная программа ГАСО РТ в нынешнем сезоне – 4 апреля 2024 года в Зале Чайковского. Художественный руководитель и главный дирижер оркестра Александр Сладковский включил в нее всемирно признанные шедевры Пауля Хиндемита, Макса Бруха и Белы Бартока.
Позднее творчество старшего из трех авторов, Макса Бруха, пришлось на смену веков, когда на авансцену музыкальной жизни выдвинулись Малер, Рихард Штраус, Дебюсси и Равель, делали первые шаги нововенцы и Стравинский. Но Брух всегда оставался верен линии Мендельсона и Шумана, и со временем новаторы заслонили его.
К числу новаторов относятся также Пауль Хиндемит и Бела Барток, творчество которых всецело принадлежит ХХ веку. Однако и в их наследии есть произведения, в той или иной мере апеллирующие к искусству прошлого.
К примеру, таковы «Симфонические метаморфозы тем Вебера» Хиндемита, само название которых отсылает к классико-романтической эпохе. По заказу хореографа Леонида Мясина Хиндемит аранжировал ряд фортепианных пьес Вебера и его музыку к пьесе Шиндлера «Турандот» (по Гоцци) в расчете на исполнительские возможности и особенности звучания американских оркестров (в 1940-е годы композитор жил и работал в США).
Несмотря на хореографический замысел, у Хиндемита получилось не прикладное, а вполне самостоятельное, блестящее виртуозное сочинение для оркестра, принесшее автору огромную популярность.
В том же 1943 году был написан и Концерт для оркестра Белы Бартока – образец искуснейшего концертно-виртуозного письма, требующий исполнителей высочайшего класса. Это симфония, в которой отдельные инструменты оркестра трактуются как сольные; эпопея «о времени и о себе», стоящая в одном ряду с «военными» симфониями Шостаковича, Хачатуряна, Онеггера, Стравинского и Прокофьева.
Пауль Хиндемит: “Музыка должна быть превращена в моральную силу”
«Преобладающее настроение пьесы… выражает постепенный переход от суровости первой части и траурной песни-плача к жизнеутверждению финала»,
– рассказывал Барток.
— В центре драмы – скорбная Элегия и загадочное Прерванное интермеццо – свободная транскрипция патриотической песни «Как ты сказочно прекрасна, моя Венгрия», где в мерное течение кантилены вторгается тема, сходная с «темой нашествия» из «Ленинградской симфонии» Шостаковича. Эта часть, по словам композитора, характеризует «ту силу, которая оставляет за собой ужасные следы власти и насилия, в то время как другие люди охвачены идеальными стремлениями».
В венгерском духе написан и Финал знаменитого Первого скрипичного концерта Бруха. Это одно из самых популярных и самых сложных произведений своего жанра и самый известный опус автора.
Сочтя первую редакцию сочинения неудачной, Брух призвал в союзники великого венгерского скрипача Йозефа Иоахима. Как и позже Брамсу, Иоахим дал Бруху множество советов, в особенности касающихся сольной партии. Не случайно концерты Бруха и Брамса посвящены именно ему – почти соавтору.
С Госоркестром Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского Концерт Бруха исполнит Елена Таросян – воспитанница Московской консерватории (класс профессора Эдуарда Грача), преподаватель Академии имени Маймонида, лауреат международных конкурсов (в том числе имени Чайковского, где артистка завоевала бронзовую медаль и III премию), бессменный концертмейстер Российского национального молодежного симфонического оркестра.
Пресс-служба Московской филармонии