Томский Академический симфонический оркестр первым исполнит новую версию симфонии Андрея Тихомирова «Зеркало».
Симфония №3 «Зеркало» была написана в 1997 году и тогда же она прозвучала в Волгоградской филармонии, а затем в Санкт-Петербургской, оба раза под управлением народного артиста России Эдуарда Серова.
Позднее композитор не раз возвращался к этой партитуре и, наконец, в 2019 году завершил новую редакцию – так что исполнение 30 июня в Томске будет премьерой обновлённой версии этого сочинения.
Сегодня мы получили от композитора письмо:
“Хочу выразить благодарность Томской филармонии и, конечно же, маэстро Михаилу Грановскому, по инициативе которого моя симфония «Зеркало» включена в программу международного фестиваля «Классическое лето» имени Эдисона Денисова.
Денисов – одна из центральных фигур музыкального авангарда советского периода. Но говоря о новой, сегодняшней музыке, я бы не стал делать акцент на её близости к авангардистской стилистике. Намного важнее, чтобы музыка воспринималась как современная теми, кому она адресована.
И тут, на мой взгляд, имеет значение не столько наличие в произведении специфических звуковых приёмов, сколько умение композитора говорить со слушателями на музыкальном языке, который воспринимается как современный – то есть адекватно передающий близкое и понятно всем нам образно-эмоциональное содержание”.
“Название «Зеркало» никак не связано с содержанием одноименного фильма Тарковского”,
– уточняет Андрей Тихомиров.
“Это моя попытка воссоздать в звучащем «зеркале» своих музыкальных мыслей образ эпохи – для кого-то нереально-прекрасной, для кого-то трагической и страшной, но, так или иначе, оказавшей колоссальное влияние на судьбы, мысли и чувства нескольких поколений людей”.
Программное название, уточняется названием каждой из трех частей симфонии: «Одиночество», «Марш», «Молчание».
По замыслу петербургского композитора, образ «Одиночества» трактуется как категория эмоциональная и философская одновременно – то, что Пушкин гениально передал несколькими словами: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». Это необходимое условие самовыражения творческой личности, пусть и чреватое личной драмой.
“Человек, не чуждый духовным взлётам Одиночества, может ощутить влечение к бурлящей вокруг него жизни и пожелать «выйти на улицу». И – неожиданно для самого себя оказаться внутри марширующей колонны, испытав детский восторг отрешения от собственного «Я» ради иллюзорного, но захватывающего единения с тысячами чужих «я»”,
– продолжает свои размышления Андрей Тихомиров.
“Марш как состояние души”.
Этой теме посвящена вторая часть симфонии, музыкальный материал которой вызывает недвусмысленные ассоциации со звуковой атрибутикой, почти на целое столетие сделавшейся фоном жизни для очень разных людей.
Приглашая слушателя совершить погружение в эту атмосферу, автор не использует инструментарий пародии, хотя это было бы и проще, и традиционнее. Лишь троекратный «туш» в конце «Марша» заставляет заподозрить иронический взгляд на ставшее бессмысленным вращение колес «локомотива истории». Однако и здесь композитор не встаёт в позу пропагандиста или судьи, а оставляет за каждым слушателем право самому определить своё отношение к тому, что отражается в его зеркале.
Отказ от Марша способен сделать человека внутренне свободным. Но платить за эту свободу приходится гамлетовским «Дальнейшее – молчанье». Об этом – третья часть, музыка которой возвращает нас к главной теме симфонии.
Несмотря на то, что здесь появляется вокал и звучат строки из бунинского стихотворения «Одиночество», перед нами уже не тот живой, эмоциональный человек, каким воспринимался лирический герой в первой части, а лишь воспоминание о нём.
Старое фото или, быть может, пожелтевший обрывок затерявшегося письма…
Пресс-служба Томской филармонии