28 июня 2018 состоится заключительный концерт Александра Дмитриева на посту художественного руководителя и главного дирижёра оркестра.
Академический симфонический оркестр филармонии завершает концертный сезон исполнением подлинных шедевров русской музыки.
Цикл «Картинки с выставки» Мусоргского – редкий в истории пример сочинения, вдохновленного живописными полотнами.
Композитор дорожил дружбой с их автором, Виктором Гартманом, поэтому его уход из жизни стал для Мусоргского большим ударом, а посмертная выставка работ – импульсом к созданию цикла. Картины оживают в звуках: каждая пьеса рисует отмеченный характерными чертами облик персонажей, воссоздает сценки их отношений.
Симфонические танцы – последнее оркестровое сочинение Сергея Рахманинова, одного из крупнейших русских композиторов XX века, прожившего в эмиграции последние 25 лет. В этой партитуре – одной из немногих, созданных после отъезда из России – звучит неизбывная ностальгия.
Первоначально композитор хотел дать частям названия «День», «Сумерки», «Полночь», имея в виду не столько время суток, сколько стадии человеческой жизни. Позже он отказался от этой идеи, но насыщенное музыкальными аллюзиями и цитатами сочинение, тем не менее, явно производит впечатление итога.
Дирижер Александр Дмитриев: “Эта музыка затронет даже тех, кто впервые придет слушать реквием”
Художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии Александр Дмитриев родился в семье коренных петербуржцев, его отец более 30 лет работал в оркестре Евгения Мравинского.
Окончив Ленинградскую консерваторию как хоровой дирижер (класс Е. Кудрявцевой) и как теоретик (класс Ю. Тюлина), музыкант продолжил обучение в аспирантуре (класс симфонического дирижирования Н. Рабиновича).
В течение 10 лет (1961–1971) руководил Симфоническим оркестром Карельского радио и телевидения. В этот период стал лауреатом II Всесоюзного конкурса дирижеров (1966), прошел стажировку в Венской академии музыки и исполнительского искусства у Г. Сваровского и К. Остеррайхера и, по приглашению Е. Мравинского, в Заслуженном коллективе Республики, с которым гастролировал в Польше, Румынии, Японии.
Кроме того, выступал с оркестрами ГДР (Берлинские государственные капелла и опера, Дрезденская (Саксонская) государственная капелла), Франции, Испании, Бельгии, Люксембурга. В 1971–1977 годах – главный дирижер ленинградского Малого театра оперы и балета.
Впервые в стране поставил «Ифигению в Авлиде» и «Ифигению в Тавриде» Глюка, «Умницу» Орфа и – в содружестве с режиссером Ю. Любимовым и балетмейстером О. Виноградовым – балет Тищенко «Ярославна» (1974). В 1990–1998 годах возглавлял симфонический оркестр города Ставангера в Норвегии.
5 февраля 1967 года состоялся первый концерт Александра Дмитриева в Большом зале с Академическим симфоническим оркестром филармонии, а с 6 апреля 1977 года он занимает пост главного дирижера этого коллектива. Благодаря сотрудничеству музыканта с Академическим симфоническим оркестром в Петербурге впервые прозвучали Восьмая симфония Малера, оперы «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси и «Дитя и волшебство» Равеля (концертные исполнения), оратория Генделя «Сила музыки», «Предварительное действо» Скрябина – Немтина, ряд произведений ленинградских-петербургских композиторов.
В репертуар артиста входят все симфонии Бетховена, Брамса, Чайковского, Рахманинова, симфонии Шостаковича, Шуберта, почти все оркестровые сочинения Прокофьева, Малера, Скрябина, Равеля, Сибелиуса, реквиемы Моцарта и Верди, множество новых и новейших опусов.
С традиционным успехом музыкант проводит зарубежные гастроли своего оркестра: событием сезона 2016/2017 стали выступления в девяти городах Китая.
Александр Дмитриев – профессор Санкт-Петербургской консерватории (в числе его учеников – В. Альтшулер, А. Аниханов, А. Штейнлухт, А. Борейко, Д. Руссу). Народный артист СССР, лауреат Государственной премии России, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
В мае 2018 года награжден премией Правительства Санкт-Петербурга «За выдающийся вклад в развитие петербургской культуры».