Незабываемый концерт знаменитого польского пианиста Кристиана Цимермана состоялся на сцене Historische Stadthalle Вупперталя.
Артиста в последнее время нечасто можно услышать с сольными программами. Тем более интригующим было его появление в рамках масштабного немецкого фортепианного форума, продолжающегося в эти дни на берегах Рейна.
В афише концертов наряду с молодыми музыкантами значатся яркие имена пианистов современности: Даниэль Баренбойм, Григорий Соколов, Андраш Шифф, Мария Жоао Пиреш, Марта Аргерих, Марк-Андре Амлен, Пьер Лоран Эмар, Кристиан Цимерман, Евгений Кисин. Их выступления проходят в Бохуме, Вуппертале, Дуйсбурге, Эссене, Дортмунде, Дюссельдорфе, Мюльхайме и ряде других городов земли Рур.
В обширной программе фестиваля, насчитывающей свыше 60 концертов, будет представлено несколько тематических программ, в том числе камерные концерты к 150-летию со дня рождения Рихарда Штрауса, а также специальный проект «Год с Лигети», куратором которого выступит один из ярких интерпретаторов музыки венгерского композитора Пьер Лоран Эмар.
Кульминацией фортепианного марафона стало единственное выступление польского пианиста, величайшего музыканта наших дней Кристиана Цимермана.
Этого вечера ждали многие ценители фортепианного искусства. Кристиан Цимерман исполнил три последние сонаты Л. Бетховена – произведения на много лет опередившие своё время, как в художественном, так и в техническом отношении.
Концерт стал подлинным духовным откровением, где каждая нота воспринималась просто на весь золота! Когда Цимерман за роялем, реальность перестает существовать. Его руки подобны крыльям, а звуки, словно бисер отлетают из-под клавиш.
В позднем Бетховене Кристиан Цимерман создал особый загадочный мир звуков, особенно в 31-й сонате – идеальном образце оригинального авторского замысла. Поразительно было наблюдать его аристократизм игры, свежесть музицирования и безупречное чувство меры.
Как приятно, что с нами остались еще такие глубокие музыканты-мыслители масштаба Кристиана Цимермана, для которого внешний успех и популярность никогда не являются предметом самодостатка.
По окончании концерта художественный руководитель и интендант фестиваля Франц Ксавьер Онезорг вручил Кристиану Цимерману почетную награду – скульптурную статуэтку «Диапазон» (немецкую премию за выдающийся вклад в развитие фортепианного искусства). Польского музыканта очень затронул такой неожиданный подарок.
В своем обращении к слушателям пианист отметил, что «их внимание и сердечный прием являются важнейшим стимулом в концертной жизни артиста». Кристиан Цимерман также вспомнил и свой недавний концерт в Токио, где исполнял на сцене Сантори холла поздние бетховенские сонаты при воцарившейся тишине зала.
После Кристиана Цимермана три последние сонаты Бетховена на Рурском фестивале можно будет еще услышать в интерпретации Андраша Шиффа и Игоря Левита. Фестиваль продлится до 12 июля, а ближайшей осенью в Вуппертале состоится специальный проект немецкого форума «Klavier-Festival Ruhr Extra»: выступление грузинской пианистки Кати Буниатишвили в ансамбле с французским скрипачом Рено Капюсоном.
Виктор Александров, Вупперталь (Германия), ClassicalMusicNews.ru