Народный артист СССР, художественный руководитель и главный дирижер Большого симфонического оркестра (БСО) им. П. И. Чайковского Владимир Федосеев 5 августа 2022 года принимает поздравления в честь своего 90-летия.
Осенью маэстро отметит юбилей концертами, рассказал он ТАСС.
С возглавляемым им почти полвека оркестром Федосеев выступит 19 сентября в зале “Зарядье” и 10 октября на сцене Большого зала Московской консерватории.
“Буду играть концерты, которых я много сыграл за свою жизнь и почти 50 лет работы в БСО,
– поделился Федосеев.
– В концерте в “Зарядье” примет участие Александр Чайковский, который пишет пьесу к этому вечеру. Также я буду играть сочинение Моцарта для четырех маленьких оркестров, которое очень редко исполняется”.
Пышных торжеств в дату юбилея дирижер не планирует.
“Кто придет, кто постучится – я с удовольствием приму. У меня много друзей и <…> в Москве, и в Ленинграде, и за рубежом. Я получил много прекрасных телеграмм,
– поделился именинник.
– Я понял, что эти люди помнят мои концерты. Это меня радует, это и есть то поздравление, которого я ждал”.
“Состою из народного искусства”
Владимир Федосеев родился 5 августа 1932 года в Ленинграде в семье инженера Ивана Ивановича и певшей в церковном хоре Елены Николаевны Федосеевых. Семья застала блокаду, в 1943 году эвакуировалась в Муром.
Первые уроки музыки маэстро брал в Муроме, там же играл в госпиталях.
“У отца был баян, на котором он мечтал играть,
– вспоминает Федосеев.
– Когда вышли из Ленинграда в 1943 году, со мной был этот инструмент. Немцы разбомбили нас на первой же станции, и кроме баяна не осталось ничего. Он стоял, как подарок судьбы, посреди пожарища”.
Вернувшись в родной город в 1948 году, Федосеев поступил в Ленинградское музыкальное училище им. М. П. Мусоргского (ныне – Санкт-Петербургское музыкальное училище им. М. П. Мусоргского) по классам дирижирования и баяна.
По двум специальностям учился в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных (ныне – Российская академия музыки им. Гнесиных) в Москве. В аспирантуре Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского по классу оперно-симфонического дирижирования занимался у педагога Лео Гинзбурга.
“Я вырос и пришел к симфоническому искусству из народного искусства, я весь состою из этого. Я считаю, что это очень правильный путь для любого музыканта, который проходит все, чем питается наша русская земля. И из этого вырастает либо удачный, либо неудачный дирижер или композитор”,
– говорит маэстро.
Федосеев сделал карьеру в Оркестре русских народных инструментов Центрального телевидения и Всесоюзного радио (ныне – Академический оркестр русских народных инструментов им. Н. Н. Некрасова Всероссийской государственной телерадиокомпании), уже через два года после поступления в коллектив став его художественным руководителем и главным дирижером.
Дебют в качестве симфонического дирижера состоялся в 1971 году с оркестром Ленинградской филармонии (ныне – Cанкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича) по приглашению его руководителя Евгения Мравинского.
“Мравинский мне много в жизни помог, поддержал, пригласил меня на конкурсы молодых дирижеров. Судьба мне все время дарила таких людей, которым я вечно благодарен. Ну и труд, конечно”,
– делится дирижер.
Любить музыкантов
В 1974 году Федосеев возглавил БСО им. П. И. Чайковского.
“Когда я получил это место, все удивлялись: “Как это так?” Не знаю, как это так, не могу объяснить. И вот уже 50 лет я руковожу”,
– говорит худрук и главный дирижер одного из ведущих оркестров страны.
“Мы сохраняем главные принципы – художественный звук, то есть узнаваемость оркестра по звуку. А остальное уже решает публика: нравится ей дирижер или нет, правильно он играет ту или иную музыку или плохо. Либо публика тебя принимает с любовью, с интересом, либо нет”,
– комментирует успех маэстро.
Почти полвека быть во главе коллектива вовсе не трудно, признается Федосеев.
“Наоборот, с годами я все больше понимаю оркестр, а он – меня. У нас колоссальные традиции, можно назвать нас семейным оркестром: у нас отцы и даже деды нынешних музыкантов работали в БСО, супруги работают. Кто за кем следит – не знаю, да это и не важно”,
– шутит худрук.
Анатолий Левин: “Учиться у Лео Морицевича Гинзбурга – это была огромная удача!”
“Техника есть у всех дирижеров, а вот я старался достичь гомогенности оркестра, чтобы тромбон, скрипки, флейты играли, соединяясь. По-моему, мне повезло в этом. Поэтому я храню эти традиции. И любовь. Конечно, любовь – это главное. Надо любить музыкантов, тогда и они тебя полюбят”,
– подчеркивает маэстро.
Петра Ильича Чайковского, имя которого носит БСО, Федосеев называет своим “путеводителем в музыке”. “За 50 лет я попробовал все. За что-то я не брался, допустим, за симфонии Прокофьева. Но я влюблялся в то, что я играю. Чайковский – это мой путеводитель в музыке”, – говорит дирижер.
Венский период
За дирижерской палочкой юбиляра внимательно следили оркестры по всему миру: в Цюрихском оперном театре и Токийской филармонии, на Баварском, Финском и Французском радио, Берлинский симфонический и Дрезденский филармонический оркестры, симфонические коллективы Питтсбурга и Кливленда и многие другие.
Особое место в биографии Федосеева занимает Венский симфонический оркестр, главным дирижером которого он был с 1997 по 2004 годы.
“Вена мне подарила счастье, которого я не мог даже ожидать. В планах такого не было,
– смеется Федосеев.
– Я испытывал колоссальное увлечение венской музыкой, я окунулся в среду высокой музыки. И старался достичь этого уровня”.
По словам маэстро, он творчески подпитывался двумя источниками: глубокой русской культурой и западными традициями.
“Я брал от немцев их традиции и принципы игры и приносил в БСО, а из БСО я брал принципы наши, русские, звук, потому что в русском человеке заложена выразительность фразы, и возил в Вену. И они замечательно это воспринимали. И это мне очень помогало и помогало оркестрам”,
– отмечает дирижер.
Венский период был полезен ему и новыми знаниями о композиторах.
“Я искал, где жил Моцарт, где жил Бетховен. А Бетховен жил во многих квартирах в Вене. Оказалось, все очень просто: он любил принимать ванны и беспокоил этим соседей, и они его выгоняли”,
– рассказывает Федосеев.
С 2017 года он является главным приглашенным дирижером московского театра “Геликон-опера”.
“Замечательный театр, тоже в своем роде семейный: там все горят тем, чтобы друг другу помочь и сделать как можно лучше”,
– откликнулся Федосеев об оперной площадке.
“Геликон” отметил 85-летний юбилей маэстро Владимира Федосеева
Главная награда
Звание “Народный артист СССР” было присвоено Федосееву в 1980 году. Он награжден Государственной премией СССР, орденами “За заслуги перед Отечеством” I, II, III и IV степени, Почета, медалью Пушкина, рядом иностранных наград, включая почетный знак “За заслуги перед Австрийской Республикой” и медаль Международного общества Густава Малера. Но маэстро скромно называет главной наградой возможность делиться своим опытом.
“Самое важное – когда человек дарит то, что он знает. Надо дарить людям, передавать. Вот я стараюсь передать свой опыт в оркестре молодым людям”,
– говорит он.
В 2004 году Федосеев начал передавать свой опыт новым поколениям дирижеров в Российской академии музыки им. Гнесиных.
“Сейчас я “полупреподаю”: приглашаю молодых дирижеров на репетиции, объясняю им какие-то вещи,
– рассказал маэстро.
– Мне нравится общаться с молодыми”.
Таинственные руки. Дирижер Владимир Федосеев открывает новый сезон
“Молодые очень увлекаются техникой, руками, прямо акробатика. Вот это меня иногда доводит до сумасшествия,
– признался Федосеев.
– За техникой пропадает вся музыка. Можно продирижировать очень ловко, а музыка пройдет мимо. Поэтому я стараюсь убедить их, что не надо увлекаться излишне “грамматической” техникой”.
Основным в преподавании маэстро считает контакт учителя с учеником:
“Надо находиться в разговоре, пояснять. Иначе можно и обидеть”. А главным уроком – глубину. “У Чайковского в Четвертой симфонии semplice – “просто”. А что такое “просто”? Оказывается, это самое сложное”.
“Возраст копит знания. Вот я сейчас сажусь за партитуры, которыми сто раз дирижировал, и вижу, что был не прав. Я приобрел с возрастом опыт, общение с большими людьми. Это все дает новые знания, и ты отказываешься от каких-то своих прежних убеждений. Это нормально”,
– поясняет юбиляр.
“Если ты, конечно, здоров и рядом с тобой близкие друзья и любимые. Это помогает”,
– добавляет он.