
5 августа 1932 года родился Владимир Федосеев.
“Волшебник с дирижерской палочкой”, “исключительное явление в музыкальной сфере” – такие эпитеты постоянно встречаются в отзывах зарубежной прессы на выступления нашего замечательного современника, выдающегося дирижера Владимира Ивановича Федосеева.
Его восхождение на музыкальный Олимп шло постепенно, но неуклонно. В 1957 году артист окончил Институт имени Гнесиных в Москве по классу баяна, затем аспирантуру при Московской консерватории по специальности “симфоническое дирижирование” у профессора Лео Гинзбурга. В 1959 году В. Федосеев возглавил Оркестр русских народных инструментов Всесоюзного радио: в золотом фонде – концерты под его управлением, где солировали С. Лемешев, Б. Штоколов, И. Архипова, Т. Милашкина.
Общение с великими голосами эпохи сформировало у молодого артиста вкус к кантилене, пению, которое он впоследствии успешно реализовал на ниве симфонического оркестра.
В те же годы постепенно разворачивается его карьера симфонического дирижера, в которой поистине судьбоносной стала встреча с прославленным Евгением Мравинским и оркестром Ленинградской филармонии.
“Хотя я непосредственно не учился у него, но все же считаю Мравинского своим духовным учителем. Я старался перенять его терпимость, профессионализм, неустанные поиски в музыке. Он для меня был и остается высоким примером служения искусству”,
– говорит Федосеев. Встав тогда за пульт заслуженного коллектива республики, он блестяще продирижировал Четвертой симфонией Чайковского, композитора, с творчеством которого будут связаны впоследствии наивысшие достижения дирижера.
В 1974 году Федосеев стал главным дирижером ведущего коллектива России – Большого симфонического оркестра радио и телевидения (БСО) имени Чайковского. И уже 33 года вместе дирижер и его музыканты. Это годы упорного труда, поиски своего “лица”, узнаваемого стиля игры.
Главное для маэстро – это особый звук, певучие струнные, широкая кантилена, на которую способны только русские оркестры. И еще – культ репетиций, кропотливые поиски, вслушивание, рождение не сиюминутных, но выстраданных интерпретаций. Теперь, признается дирижер, “всех их объединяет со мной и между собой любовь к музыке, служение ей, а не себе, открытие ее глубинных тайн, а не своих возможностей, ответственность и восторг перед ней”.
За эти годы сыграно немало, и даже трудно отдать пальму первенства какому-то одному композитору или эпохе. Пожалуй, в случае с Федосеевым мы сталкиваемся с тем редко встречающимся универсализмом, когда музыканту подвластно все. Этому дирижеру в равной степени удается и русская классика, и западноевропейский классицизм, романтика…
Последние монографические циклы концертов, посвященные П. Чайковскому, Л. Бетховену, Й. Брамсу, – лучшее тому подтверждение. А ведь маэстро блестяще исполняет партитуры и наших современников. Георгий Свиридов, Валерий Гаврилин, Борис Чайковский, ныне живущие композиторы московской школы – их сочинения раскрылись именно в интерпретации БСО под управлением Федосеева.
Особая глава жизни юбиляра связана с оперой. К сожалению, деятельность Федосеева – оперного дирижера протекает в основном на Западе. Ла Скала, Венская Опера, Цюрихский оперный театр, престижнейший Международный оперный фестиваль в Брегенце распахивают двери перед выдающимся российским маэстро.
С ним сотрудничают великие певцы современности: Паваротти, Гяуров, Френи, а В.Федосеев в свою очередь знакомит Запад с лучшими российскими голосами. Список опер, которыми на Западе продирижировал В.Федосеев, впечатляет: конечно, здесь вся русская классика – от Глинки до Прокофьева и Шостаковича. Но там же и Верди, Берлиоз, Массне, Барток, Яначек…
Столь же востребован Федосеев и как симфонический дирижер, выступающий с лучшими оркестрами мира. Но, конечно, особые отношения его связывают с Венским симфоническим оркестром, который он возглавлял с 1997-го по 2004 год. Федосеева там боготворят и поныне, он награжден Серебряным крестом за заслуги перед Австрийской Республикой, Золотой звездой почетного гражданина Вены. И своего рода историческим событием стало выступление концертмейстера Венского симфонического оркестра, приветствовавшего маэстро на юбилее БСО на Новой сцене Большого театра.
“Бог, Любовь, Родина…” – эти понятия являются краеугольными для Владимира Федосеева, который говорит об этом так:
“Человеку, чтобы им быть, необходима внутренняя гармония как “несущая конструкция добра”, а это могут дать ему только вера и культура”.
Эта этическая позиция находит выход в широкой благотворительной деятельности: БСО под управлением Федосеева дает разнообразные благотворительные концерты в пользу малоимущих, инвалидов, выступает в Первой градской больнице, Бакулевском центре.
Наконец, уже несколько сезонов существуют “Общедоступные симфонические абонементы”, абсолютно оправдывающие свое название, – лучшая классическая музыка по доступным ценам. И это вовсе не проза жизни, а звенья одной цепи, главного дела жизни Владимира Федосеева и его оркестра: возрождения духовного начала в жизни общества.
Евгения Кривицкая, газета “Культура”