
22 июня 2023 года прошло ровно двадцать лет с того дня, как не стало выдающегося педагога, скрипача, ансамблиста, профессора Бориса Вольфовича Каплуна, работавшего на кафедрах скрипки, камерного ансамбля и квартета Казанской государственной консерватории с 1960 по 2003 год.
В этой статье хочется вспомнить об этом уникальном человеке и музыканте.
Когда я пришла учиться к Борису Вольфовичу после школы-десятилетки при консерватории, то была потрясена до глубины души. С первого же урока стало понятно, что мне посчастливилось получить доступ к богатейшему источнику уникальных знаний, которые необходимо впитать и бережно сохранить. Поэтому в течение несколько лет я присутствовала на его уроках все свободное время, стараясь перенять знания и опыт, научиться так же слышать и анализировать игру учеников, понимать их возможности, ограничения и перспективы развития.
За советами к нему обращались не только ученики, он помогал коллегам и из нашей консерватории, и из других регионов. Все ценили его открытость, деликатную манеру давать обратную связь, умение быстро находить лаконичные, простые и эффективные решения.
Все за глаза звали его Борей – и друзья, и коллеги, и ученики. Это было свидетельством их необыкновенно трепетного отношения и бесконечного восхищения этим уникальным музыкантом и человеком.
В 90-е годы он уже много болел, и приходил на уроки «через раз». Поэтому его ученики не смели приходить с недоученным материалом. Все понимали, как драгоценно время его уроков. И в буквальном смысле молились за его здоровье.
В его классе всегда было много людей. Без стеснения ученики с утра до вечера ходили по классу, оставляли и забирали инструменты и ноты, обсуждали с педагогом свои вопросы. Многие удивлялись такому положению дел, однако Борис Вольфович считал это хорошей тренировкой и закалкой для учеников – будущих концертных исполнителей. При этом он замечал все нюансы исполнения, независимо от происходящего в классе.
Бесполезно было надеяться, что он что-то пропустит или забудет. Начав разбирать наши ошибки, он приводил много примеров и доводов, много увлеченно рассказывал. Он обладал поистине энциклопедическими знаниями об истории музыки, хранил в памяти много интересного о музыкантах и композиторах, с которыми общался, мог сходу воспроизвести на инструменте практически любое произведение скрипичного и ансамблевого репертуара. Свои ретроспективы он завершал демонстрацией технологических приемов, которые помогали справиться с трудностями здесь и сейчас.
Благодаря такому педагогическому подходу все легко запоминалось, а уроки были потрясающе интересными и продуктивными. Ученик не только последовательно овладевал техническими приемами, но погружался в исторический и культурный контекст музыкального произведения, «присваивал» себе ценности настоящего музыканта.
Поговорив с Борисом Вольфовичем однажды, невозможно было забыть его удивительно теплое отношение к собеседнику любого возраста и статуса. Его искреннее внимание и интерес к людям позволяли ему удивительно быстро и точно «читать» по лицам все нюансы их настроения и находить нужные слова для обучения, поддержки или утешения. Без преувеличения – он как будто излучал свет и к нему тянулись все, от мала до велика.
И сегодня свет этого прекрасного человека и музыканта бережно сохранили в себе и передают через музыку его ученики и коллеги – известные концертирующие музыканты, артисты симфонического оркестра Республики Татарстан, именитые преподаватели Казанской государственной консерватории имени Жиганова и специальной школы при консерватории.
Гульнара Латфуллина