Этот балет Джона Крэнко, увидевший свет рампы в 1965 году, признан классикой хореографии ХХ столетия. Почти за полвека его перетанцевали едва ли не все лучшие балетные труппы мира. Он шел в Гранд-Опера и Венской опере, в Лондонском Королевском театре «Ковент-Гарден» и Токио-балете, в Американском театре балета, в Бостонском балете, в Балете Сан-Франциско и еще многих других театрах. И до сих пор никогда не ставился в России. Наконец, в ХХI веке с Фондом Крэнко удалось договориться о переносе «Онегина» и на московскую сцену.
В зале Большого театра, как это всегда бывает на первом премьерном спектакле, присутствовало много узнаваемых лиц — представители политической и деловой элиты, общественных организаций, СМИ, деятели искусства и культуры. В центральной ложе легко можно было рассмотреть члена Попечительского совета Большого театра Романа Абрамовича и руководителя Департамента культуры Москвы Сергея Капкова.
«Заинтересованным» зрителем назвал себя в беседе с ИТАР- ТАСС режиссер Дмитрий Черняков, поставивший в Большом театре нашумевшего оперного «Евгения Онегина». «Лет двадцать назад я видел одноименный балет Крэнко в исполнении одной из западных трупп, — рассказал Черняков. — Хочу посмотреть, как это сделают наши артисты, чтобы сравнить ощущения».
Танцевал первый состав, в который вошли ведущие солисты балета ГАБТа: Владислав Лантратов /Онегин/, Семен Чудин / Ленский/, Ольга Смирнова /Татьяна/, Анна Тихомирова / Ольга/. Такие же молодые, как и сами герои пушкинского романа, они дали волю чувствам, в прямом смысле наполнив балет «русским духом». Танцевали вдохновенно, виртуозно выполняя сложнейшие монологи, дуэты, массовые сцены, которыми так славится балетная лексика Крэнко. И все это на фоне невероятно красивых декораций художника Юргена Розе, и под музыку Чайковского.
Кстати, в балете не использовано ни одного фрагмента из одноименной оперы. Автор музыкальной композиции Курт-Хайнц Штольце очень деликатно скомпоновал партитуру балета из других произведений великого русского композитора, в частности, из его оперы «Черевички», симфонической поэмы «Франческа да Римини», фортепианного цикла «Времена года». Дирижировал оркестром Большого театра Павел Сорокин.
«Замечательный “Онегин”, — поделилась своим впечатлением с ИТАР-ТАСС президент Пушкинского музея Ирина Антонова. — Прежде я видела этот балет в телевизионной записи, но живой спектакль Большого театра — это незабываемое зрелище высочайшего уровня во всех отношениях».
Сегодня «Онегина» дадут снова, но уже с другим составом исполнителей. Всего таких составов подготовлено как минимум четыре. Кроме того, в одном из представлений выступят приглашенные звезды — Диана Вишнева и Марсело Гомес. Завершится премьерный блок 21 июля, когда главные партии в Москве исполнят ведущие солисты Штутгартского балета.
«Онегин» станет последней премьерой сезона в Большом театре, сразу после закрытия которого балетная труппа отправится на гастроли в Лондон, где ровно 50 лет назад впервые увидел русских танцовщиков автор «Онегина» выдающийся хореограф современности Джон Крэнко.
Ольга Свистунова, ИТАР-ТАСС