Через день после того, как в Михайловском театре состоялась премьера оперы П. И.Чайковского в постановке режиссёра, знаменитого своими авангардными постановками, театроведы поделились впечатлениями и сделали предварительные выводы на круглом столе.
Для Михайловского театра «Евгений Онегин» – первая оперная премьера в этом сезоне. Для Андрия Жолдака – это первая опера в режиссёрской карьере. До сих пор прославленный режиссёр ставил исключительно драму.
Как отмечает сам режиссёр во вступительном слове к спектаклю, для него в «Евгении Онегине» П. И. Чайковского есть три темы.
«Первая – это линия Судьбы. Судьбы Татьяны, Онегина, Ленского были, на мой взгляд, предназначены свыше. <…> Второе – мне интересно поставить спектакль, который говорил бы (пускай и скрыто) о самом Чайковском, о его жизни. <…> В-третьих, экстремальная чувственность музыки «Евгения Онегина»,
– поясняет Жолдак.
В результате получилась постановка, вызвавшая неоднозначную реакцию публики и практически единодушное приятие профессиональных зрителей, привыкших к непростым задачам.
Театровед и театральный критик Николай Песочинский отметил в спектакле свежее прочтение классической оперы.
«В драматической конструкции «Евгения Онегина» Андрия Жолдака много иронии»,
– отметил он,
«Она абсолютно уместна, потому что напоминает о том, что сам Пушкин смеётся над своим лирическим героем. Возможно, от этого в спектакле – игровая стихия и двойственные интонации. Вообще – довольно сложные взаимоотношения между музыкой и драматургией».
Оперный критик Владимир Дудин отметил, что «Евгений Онегин» получился спектаклем сложным, во всех отношениях.
«Спектакль натолкнул на мысль о том, что мы перестали думать в оперном театре. «Евгений Онегин» Жолдака – это пример метафорического театра, когда под слоем зримых, вещественных метафор – слой внутренних подсознательных движений»,
– констатировал Дудин,
«На мой взгляд, спектакль сталкивает, обнаруживает некое внутренне театральное столкновение между новой драматической режиссурой и несколько закостеневшей оперной режиссурой».
Театральный критик Оксана Токранова заметила, что авангардный оперный спектакль оперная публика вполне может счесть кощунством.
«Это совершенно разные зрители: так называемые обычные зрители и подготовленная театральная публика»,
– уточнила она,
«Обычного зрителя такой спектакль вполне может раздражать. Но. Это раздражение продуктивно. Потому что необычный спектакль рождает свежие ассоциации, обнаруживает новые смыслы».
Театровед и театральный критик Александра Тучинская заметила, что спектакль можно считать театральной победой.
«В этом спектакле меня поразило тяготение Андрия Жолдака, известного своими эпатажными постановками, к классической форме».
Андрий Жолдак высказался в финале круглого стола.
«Для меня этот спектакль, по ощущениям, – классический. Приходилось сдерживать себя. Я думал: Петербург, Михайловский театр, классические оперные певцы… Осталось ощущение незавершённости высказывания.
Мне хотелось бы пойти дальше. И если мне предложат ставить «Евгения Онегина» ещё раз, я буду ставить без внутренней цензуры. На мой взгляд, в этой опере осталось очень много нераскрытых смыслов»,
– отметил Жолдак.
Вера Гиренко, “Искусство ТВ”