Драматическая оратория “Жанна на костре”, поставленная в Пермском театре оперы и балета, открыла конкурсные показы премии “Золотая маска”.
Этот спектакль претендует на главную театральную награду в восьми номинациях. Четыре из них – у Ромео Кастеллуччи. Он – автор не только самой постановки, но и всего ее визуального решения – вплоть до света и костюмов.
Благодаря этому арт-объекту пермскую набережную знают по всей стране. Пермь – транспортный узел транссиба, город, который славится своим чувством юмора, родина Дягилева. Вот дом, в котором знаменитый антрепренер провел детство. А с тех пор, как театром оперы и балета здесь руководит Теодор Курентзис, Пермь – одна из музыкальных столиц мира. Кинозвезда Дени Лаван тут не в первый раз.
Рецепт от Дени Лавана: если надеть три обычных для Парижа пальто, ты вполне готов к русской зиме. А шляпа поверх шапки – не из-за погоды, это – стиль. Актер ходит так даже летом. Русский он учил в школе, потом читал Пушкина, Цветаеву и Хлебникова. В России предпочитает говорить по-русски даже о сложных вещах, например, о своём персонаже.
Метаморфоза – важнейшее понятие этого спектакля. Но сначала зрителей, которые предпочитают не читать рецензии, поражает сценография “Жанны на костре”.
Декорации к спектаклю критики назвали гиперреалистическими. Это школьный класс. Обычно именно на уроке мы впервые узнаем про Жанну д’Арк. А еще школа – это модель общества. Первые 15 минут спектакля проходят – в тишине. Ни музыки, ни реплик. Заканчивается урок, входит уборщик. Хромой, плешивый, отталкивающий. Весь спектакль одна фигура. Исполнители оратории зрителям не видны.
“Все звуки, которые звучат в оратории – они происходят в голове Жанны. И поэтому хор не присутствует на сцене. И было решено, что хор будет размещаться в зале и слушатели будут представлять те же самые образы, которые есть в голове Жанны”,
– рассказывает главный хормейстер Пермского театра оперы и балета им. Чайковского Виталий Полонский.
Школьный уборщик запирается в классе. Из коридора им руководит директор-брат Доминик. Бытовую сценку сменяет – сюрреалистический хаос. Выкинута мебель, оторван линолеум. Герой разбирает пол и в глубине обнаруживает меч. Тщедушный уборщик преображается.
История Жанны д’Арк давно миф, в котором почти нет места реальной личности. В этой постановке многие увидели историю обретения маленьким человеком – собственного “Я”. Драматическая актриса Одри Бонне, не спевшая в этом спектакле ни одной ноты, претендует на “Золотую маску” в номинации – лучшая женская роль в опере.
“Это опыт, который переворачивает жизнь. Работать с Теодором, с хором, с оркестром – волшебно. У меня ощущение, что музыка входит внутрь меня, бьется во мне как пульс. И это не я создаю что-то на сцене, а меня создает вся эта музыка”,
– делится Бонне.
Понимание в этой постановке не нужно считает худрук театра – важно то, что зритель ощущает.
“Люди, которые не понимают мое искусство, которые предвзяты, но просто не понимают. Я их люблю больше. Они вообще мои зрители. Потому что это они, которые будут защищать в будущем моё искусство”,
– отмечает Курентзис.
Тедор Курентзис говорит, этот спектакль создан не для удовольствия зрителей. Это ритуал, мистерия.