В Москве начала работу «Нано-опера» – конкурс, в котором участвуют молодые оперные режиссеры.
За первым туром состязания наблюдала Анастасия Егорова.
В этой комнате репетируют сразу 13 оперных режиссеров из России, Испании, Италии, Кубы и других стран. С артистами они познакомились всего полчаса назад. Это их первая и единственная встреча перед выступлением. Арии режиссеры выбрали заранее. В нескольких словах успевают поделиться своими идеями с артистами.
Последние наставления организаторов перед выходом на сцену. По правилам у постановщиков всего 10 минут на номер. Рэйчел Хьюер утром прилетела из Великобритании. С собой захватила талисман – бюст Антонина Дворжака. На сцене покажет произведение композитора – арию из оперы «Русалка».
Ограниченное время выступления Рэйчел не пугает. В лондонских театрах и сама порой работает в экстремальных обстоятельствах при подготовке к спектаклю. Главной задачей считает – раскрыть замысел композитора.
«Для меня самое важное – помнить, что композиторы всегда пытались сказать что-то новое. Они хотели донести какую-то идею, к которой никто до них не обращался. Они хотели, чтобы их произведения были экспрессивными и воодушевляющими. Они добивались этого в свое время, и мы должны добиваться этого сейчас»,
– отмечает Рэйчел.
10 минут оказалось недостаточно. Солист так и не успел запеть. Однако жюри оценивает не только этот результат, но и процесс работы с артистом, направление, которое задает режиссер. В конкурсной комиссии – постановщики и директора крупнейших театров мира.
«Сегодня, конечно, есть нехватка в оперных режиссерах. Сегодня очень много людей, которые не занимаются профессионально оперой, музыкой – приходят в оперный театр. Потому что это язык оригинала – значит это международная деятельность. А значит другие гонорары. И мы видим часто не положительные вещи в спектаклях тех, кто приходит не из оперной режиссуры»,
– говорит председатель жюри конкурса, генеральный директор – художественный руководитель театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман.
Однако театральные режиссеры в конкурсе могут участвовать. Андрей Гуцов из Украины с постановкой оперы столкнулся лишь на проекте. Большой разницы в работе не почувствовал.
«Остается человек, его чувства, его боли, его ощущения, которые, если резонируют с современностью, – это отлично. И вот это в любом виде искусства главное»,
– делится Андрей Гуцов.
Однако Андрей и еще двое участников – Анна Бородина и Анхель дель Кастильо из первого тура выбыли. Соревнование продолжат 10 конкурсантов.
21–23 мая с 13:00 сайт телеканала «Россия К» проведет онлайн-трансляцию трёх туров IV Международного конкурса молодых оперных режиссёров «Нано-Опера», которые пройдут на сцене Белоколонного зала княгини Шаховской театра «Геликон-опера».
25 мая в 14:10 3-й тур Конкурса можно увидеть в телевизионном эфире телеканала «Россия-Культура».
Смотрите трансляцию конкурса на сайте телеканала «Россия-Культура» и читайте наш текстовый онлайн, посвященный этому проекту.
Анастасия Егорова, Новости культуры