Мульти-инструментальное шоу «Воспоминания ветра» ударников Александра и Юрия Компанейцев со всей их грандиозной командой музыкантов зрители ждали долго и с нетерпением.
Заранее знали: концерт станет событием. В этом публику убедили три концерта 2016, 2017 и 2018 годов в Театральном зале Московского международного Дома музыки. Долгожданное событие 2021 года свершилось.
Разумеется, аншлаг!
За прошедшие пять лет участникам шоу стало тесно в Театральном зале: музыканты с их инструментами перестали помещаться на малой сцене, да и число поклонников возросло в три раза, поэтому «Воспоминания ветра» перелетели на большую сцену, и 24 мая 2021 года в Светлановском зале ММДМ, вмещающем более 1700 зрителей, был предсказуемый и запланированный аншлаг.
«Воспоминания ветра» за годы стали брендом – это качественное, яркое, зрелищное мульти-инструментальное шоу с точной и продуманной режиссурой. Авторы программы — три родных брата: старший Максим Компанеец, младшие близнецы Александр и Юрий – являют собой мощный интеллектуальный триумвират.
В придуманном ими музыкальном спектакле, где высокий профессионализм исполнителей и их счастливая самоотдача любимому делу естественны как дыхание, на равных с музыкантами участвуют звукорежиссёры, саунд-дизайнеры, художники по свету и видеопроекциям.
На сцене – сплав звука, света, изображений и сильных эмоций. Главную роль в мега-представлении играют ударные инструменты в их бесчисленном многообразии видов и звуковых оттенков – от взрыва до шелеста дождя…
Музыканты не просто исполняли концертные номера один за другим, а рассказывали нам историю, причём очень личную, а главное – играли от всего сердца.
Владимир Кущ лучше Сальвадора Дали
Благодаря проецируемым на гигантском экране картинам художника Владимира Куща – на мой взгляд, нового и романтичного Сальвадора Дали – мы словно бы посмотрели кино с феноменальным, атмосферным и неизведанным саунд-треком, который мы не слышали прежде ни-ког-да.
Его сюрреалистические картины – странствия Одиссея, где море, ветер, волны, солнце, небо, звёзды, облака, бескрайние горизонты и мечты о путешествиях, уносящие тебя далеко-далеко от заунывной обыденности с её тревогами, болезнями, карантинами, масками-респираторами, в которых невозможно дышать два часа концерта! Многозвучные фантазии художника, откуда слышатся крики чаек, прибой океана и корабельный колокол, в соединении с музыкой перемещают сознание зрителя в иную реальность.
Уйти от серой повседневности в ирреальный мир – вот главное, для чего мы читаем книги, ходим на концерты, в театр и кино. Вот она, фабрика грёз…
Не случайно в концерте прозвучала музыка из фильмов культового японского кинорежиссёра Такеши Китано «Брат якудзы», «Кикуджиро» и «Фейерверк», которую сочинил композитор Джо Хисаиши.
В программе – живые классики
Исполнялась музыка живых классиков ударного цеха. Небойша Живкович (1962 г.р.) – сербский перкуссионист. Кейко Абэ (1937 г.р.) – японская исполнительница на маримбе. Марта Пташинская (1943 г.р.) – польская перкуссионистка. Майк Маньери / Mike Mainieri (1939 г.р.) – американский вибрафонист, игравший с такими легендами, как Пол Маккартни и барабанщик Бадди Рич. Некоторым из авторов за 80 лет! Они давно известны у себя на родине и во всём мире, а на российскую эстраду их музыка приходит только сейчас.
Скажем, для японских меломанов соло для маримбы с симфоническим оркестром так же естественно, как для нас соло для скрипки с оркестром, а мы об исполнении сочинений Кейко Абе для маримбы с симфоническим оркестром можем только мечтать…
И лишь благодаря братьям Компанейцам и ещё нескольким энтузиастам, о которых я писала специально для ClassicalMusicNews.Ru, широкая российская аудитория знакомится с музыкой для ударных инструментов, которую уже десятки лет слушает весь мир.
Лично для меня открытием в этот вечер стал Иван Тревино – американо-мексиканский композитор, перкуссионист и барабанщик, чьи сочинения стали обязательными в академической школе игры на ударных инструментах. Его атмосферная музыка звучит в кино – детективах, триллерах и фильмах ужасов, и тут «Воспоминания ветра» продолжают свой кинематографический лейтмотив…
В программе были польский композитор Абель Корженевский, тоже прославившийся музыкой для кино, Алисия Гомес – латинский композитор из Техаса, Томер Ярив – израильский композитор и барабанщик. И, пожалуй, единственной знакомой в зале всем без исключения стала композиция по мотивам хора «О, Фортуна!» из мега-популярного сочинения Карла Орфа «Кармина Бурана», однако в переложении для рояля, флейты, маримбы, вибрафона, контрабаса и ударных инструментов известная тема прозвучала свежо и неординарно.
Уровень сложности прозвучавшей в концерте музыки, охватывающей широкий жанровый диапазон от романтизма до минимализма, от джаза до авангарда, – запредельный. Чтобы сыграть такое, надо быть такими же виртуозами, как и сами авторы этих сочинений.
От динозавров музыки до новичков
Во время исполнения Сюиты из музыки Джо Хисаиши к фильмам Такеши Китано подумалось о том, что ударные и духовые – самые древние на Земле. Если остальным инструментам симфонического оркестра всего лишь 300 лет, то барабанам, рожкам и свирелям – тысячелетия. Ударные и духовые – динозавры музыки. Они уже голосили и отбивали ритмы, когда по нашей планете ещё шагали гигантские и неуклюжие чудовища…
Соединение флейты, кларнета, трубы, вибрафона, перкуссии с изображением на экране Великой Китайской стены в виде дракона представилось мне глубоко символичным, означающим незыблемость единства силы духа и пульсации сердечного ритма. Мне нравится, когда музыка, свет, видеопроекции и продуманное соединение инструментов ансамбля – всё вместе! – рождает мириады неожиданных ассоциаций, мыслей и впечатлений…
Рядом с традиционными для академической сцены маримбой, вибрафоном и перкуссией, прозвучал новичок среди ударных – ханг пан, изобретённый лишь в 2000 году.
Ханг пан (или handpan) – металлический ударный инструмент сферической формы, похожий на неопознанный летающий объект, почему-то приземлившийся в Москве на Красных Холмах. На академической сцене я увидела ханг впервые: прежде его космический, потусторонний, ирреальный, мистический звук доводилось слышать лишь под чуткими пальцами уличных музыкантов.
Как извлечь из него звук понятно – ударом, правда, ударом очень деликатным, изысканным. Но вот каким образом воспроизвести на ханге мелодию, для меня остаётся загадкой. Где логика?!.. Где у него гамма, трезвучие? Тайна. Поэтому все, играющие на ханге, представляются мне шаманами.
Александр и Юрий Компанейцы и Кирилл Ошеров своими таинственными и фантастическими звуками хангов с их тончайшими металлическими нюансами вновь отправили публику в космическую Одиссею – соседнюю нам галактику Туманность Андромеды.
Воспоминания о «Воспоминаниях ветра»
Исполненная под занавес композиция «Ловец теней» Ивана Тревино в переложении для маримбы, вибрафона, классической ударной установки, перкуссии, рояля и бас-гитары стала впечатляющим завершением шоу. В этой музыке такое волшебство, такое счастье и такое чудо, что слушаешь и… «бабочки в животе». Дыхание перехватывает. Длинная по меркам концертной программы композиция – около 10 минут – воспринималась на одном дыхании: слушаешь и хочется, чтобы это чудо, счастье, волшебство продолжалось…
Знаете, о чём мне подумалось в финале? О том, что вот за такими концертами будущее: когда артисты овладевают вниманием публики и не отпускают два часа. Когда у музыкантов – поклоны, а у зрителей – слёзы на глазах, потому что праздник закончился, и не осталось ни трансляции, ни видеозаписи, ни-че-го. Одни воспоминания о пережитом ощущении счастья…
Глобальный вывод: кто покорит сердце публики?
Позволю себе пророчество: концерты с 200-летней традицией, когда на сцену выходят оркестр, дирижёр, солист и в тысячный раз исполняют всем известные произведения академического репертуара, плавно уходят в прошлое. Такие концерты будут интересны публике лишь в одном случае: если великая музыка исполнена гениально.
Отточенным, как холодное лезвие ножа, мастерством давно никого не удивишь. Высочайшего класса профессионалов много, и одного профессионализма уже недостаточно. Конкурентная борьба музыкантов за публику сегодня обострилась как никогда.
Прошли времена, когда 20 лет назад у столичных меломанов было лишь две дороги – в БЗК и в КЗЧ. Сегодняшний ассортимент концертного досуга для любителей академической и джазовой музыки в сотни раз шире. Когда построены такие грандиозные и суперсовременные залы, как Московский международный Дом музыки и «Зарядье», когда с Запада до России наконец-то дошла мода давать концерты в музеях, галереях и оранжереях, когда возобновились доступные в XVIII – XIX веках лишь аристократам симфонические концерты в старинных московских особняках, усадьбах и дворцово-парковых ансамблях, когда музыканты стали завсегдатаями на сценах драматических театров, чего не было прежде, а количество ночных клубов приблизилось к неисчислимому, то музыкантам, с одной стороны, стало проще – пожалуйста, играйте, концертных площадок хоть отбавляй!
С другой стороны, путь к сердцу публики усложнился, и покорить его можно только уникальным, изысканным репертуаром, неординарной подачей концертной программы, а главное – искренней самоотдачей и безмерной любовью к своей профессии, как бы банально это ни звучало.
Нас в театральном институте учили так: вышел на сцену – отдай свою душу. Отдай своё сердце. Всего себя отдай – роли, сцене, зрителю. Не можешь? Не хочешь?! Тогда не выходи на сцену. И оставь эту профессию.
Братья Компанейцы и их музыкальная команда играют так, как нас учили: молодые, красивые, талантливые, азартные, а главное – счастливые оттого, что играют и кайфуют! Посмотрите, их энергия выплёскивается даже с фотографий, которые сняла Александра Картавая, мастерски запечатлев самые эффектные моменты шоу.
Назову имена всех, благодаря кому роскошное представление состоялось: Александр Компанеец (маримба, ударные инструменты), Юрий Компанеец (вибрафон, ударные инструменты), Евгений Лебедев (фортепиано, клавишные), Антон Ревнюк (бас-гитара), Ильяс Невретдинов (труба), Андрей Рязанцев (кларнет), Зоя Вязовская (флейта), исполнители на ударных инструментах – Александр Ахмаев, Арсений Гурьянов, Валентин Кочетков и Дмитрий Мурзин, Кирилл Ошеров (ханг), Егор Шаманин (саксофон), квартет «Черный квадрат» и квартет Main Strings. Саунд-дизайн – Дмитрий Максимов, звук – Александр Астахов, свет – Дмитрий Фролов, видео – Дмитрий Недбаев, проекции – Дмитрий Брейн.
Автор идеи и текста – Максим Компанеец. Текст читали Семён Барков, Валерия Дергилёва, Сергей Котюх и Анна Лаврова.
И мы уже ждём май 2022 года, потому что «Воспоминания ветра» – the show must go on.
P.S. Александр Компанеец благодарит Московский международный Дом музыки, Rotary Club Moskau, Yamaha music Russia, Hang Space и Московский барабанный магазин за неоценимую помощь и поддержку.
Лилия Ященко