26 марта 2020 состоялось беспрецедентное событие: сцена Большого зала Московской консерватории была отдана исполнителю на ударных инструментах – Пётр Главатских полтора часа играл соло.
А публика весь вечер совершала открытия…
Планета ударных инструментов
Ударные инструменты, конечно, прежде появлялись на главной академической сцене страны в составе оркестров, в рамках консерваторских экзаменов, изредка – сольными номерами в гала-концертах. Но чтобы многотысячная аудитория увидела сцену БЗК, всю сплошь заставленной ударными инструментами, и полтора часа слушала весьма необычный репертуар – такое случилось, наверное, впервые.
Петр Главатских: “Поиск звука – это не то, что модно сегодня”
Сам факт сольного концерта ударника на сцене БЗК – уже событие, и не только для коллег по цеху Петра Главатских. Ведь иные зрители уверены, что ударные инструменты могут звучать лишь в составе оркестров, ансамблей и рок-групп.
Стереотип российских филармонических афиш убеждает публику в том, что солировать могут лишь пианисты, скрипачи и виолончелисты. Солирующий на академической сцене духовик, а уж тем более ударник – редкость, почти экзотика.
На диком Западе и мудром Востоке, в частности в Японии, концерты ударных инструментов или солирующие с симфоническим оркестром ксилофонисты или маримбофонисты давно не в диковинку – это целая культура, особый мир, у которого есть свои поклонники и даже фанаты, чего пока нельзя сказать о России.
Нет худа без добра: благодаря on-line трансляциям концертов без зрителей в БЗК тысячи россиян, возможно, открыли для себя уникальную планету ударных инструментов и услышали, как красивы и мелодичны, непредсказуемы и парадоксальны созданные для них музыкальные произведения.
Ударники-энтузиасты
Энтузиасты, одержимые желанием привлечь внимание публики к своему инструменту, были и есть. Марк Пекарский – пожалуй, самый известный ударник в нашей стране, ещё в советские времена стал Колумбом, открывшим публике удивительную страну ударных инструментов.
Герой концерта Пётр Главатских тоже многое сделал на этом поприще. Когда-то его поддержал легендарный театральный режиссёр Юрий Петрович Любимов, нелюбимый – вот уж невольный каламбур! – советскими властями именно за то, что слишком свободно мыслил, глядел далеко вперёд – не только в сфере театра, но и в других видах искусства, в жизни общества.
Сначала знаменитый режиссёр задействовал Петра Главатских в своих драматических спектаклях в качестве музыканта, а затем при поддержке Юрия и Каталин Любимовых Пётр Главатских создал Творческое объединение «Путешествие в ритм» – красивое название, да? – и начал проводить свои концерты в Театре на Таганке. Это было двенадцать лет назад, в 2008 году: прогрессивно мыслящий 90-летний (!) Любимов понимал, как важно расширять музыкальный кругозор московской публики.
Александр Компанеец и его брат Юрий Компанеец ежегодно в мае проводят в Московском международном Доме музыки концерты, устраивая каждый раз грандиозное мульти-инструментальное пиршество из музыки, художественного слова и видеопроекций.
https://musicseasons.org/solo-dlya-orkestra-udarnyx-instrumentov/
Шоу «Воспоминания ветра» братьев Компанейцев стало традиционным и долгожданным зрителями в мае каждого года. Ждём и теперь!
Кстати, в их концертах регулярно участвует Ростислав Бальчюнас, чей незабываемый сольный концерт в Светлановском зале ММДМ мы с дочерью посетили в рамках абонемента «Инструменты в лицах» – ознакомительных для детей концертов-лекций о музыкальных инструментах.
Ведущий Артём Варгафтик доходчиво объяснил маленьким зрителям, пожалуй, самое главное: нет простых инструментов, у каждого оркестранта свои сложности – в исполнительстве и чтении партитуры, а для взрослых вдребезги разбил дилетантский стереотип о том, что играть на барабане проще всего.
Виртуозной игрой Ростислав Бальчюнас подтвердил слова ведущего.
Два концертных номера, как теперь оказалось, врезались в память надолго, хотя это было в 2015 году, больше пяти лет назад! В одном из них ударным инструментом стал… сам исполнитель.
Он выстукивал замысловатые ритмы по собственному телу и произносил реплики по-английски. Дочь до сих пор вспоминает: «А помнишь, как делал Ростислав?!» и повторяет фрагменты пьесы Homework экстраординарного французского композитора Франсуа Сархана/François Sarahan.
Вторым блистательным номером стал концерт Эммануэля Сежурне для маримбы и струнного оркестра, который Ростислав исполнил с ансамблем солистов «Эрмитаж». Музыка восхитительного лирика и мелодиста Сежурне создана, чтобы влюбиться в неё мгновенно и навсегда.
С юношеским энтузиазмом продвигают в народные массы своё любимое искусство Михаил Путков и Владимир Терехов в составе ансамбля Percarus Duo. Играют концерты в Органном зале в Доме на Знаменке, специальной музыкальной школе им. Гнесиных – это их альма-матер. Приглашают выступать в свои проекты таких известных музыкантов, как Небойша Живкович и Артур Липнер.
Однажды после концерта Percarus Duo некий пожилой слушатель, видимо, дедушка одной из гнесинских учениц, в восхищении сказал:
«Я и не знал, что на ударных инструментах можно исполнять такую неординарную музыку!»
Да, для большинства людей, даже весьма образованных, «ударный репертуар» – terra incognita, а ведь в тот вечер прозвучали сочинения Живковича, Палиева, Сежурне, ставших для ударников всего мира классиками при жизни.
В репертуаре Московской филармонии в сезоне 2020/2021 появился «Ударный абонемент», в рамках которого Percarus Duo даст концерт «Новая ударная классика», и это не только признание мастерства молодых музыкантов, но и свидетельство того, что академическая сцена всерьёз приняла исполняемую ими музыку и сочла нужным представить её публике.
В рамках «Ударного абонемента» также выступят Ансамбль Vladimir percussion group под руководством Александра Петаева и дуэт Just Four Hands – Борис Никонов и Михаил Емельянов.
Безусловно, есть и другие прекрасные исполнители на ударных инструментах, я назвала лишь тех, на чьих концертах побывала лично.
А ещё очень много для популяризации ударных инструментов делает Андрей Мартынов, оркестрант Большого симфонического оркестра им. П. И. Чайковского и по совместительству владелец «Московского барабанного магазина»: предоставляет детям призы на конкурсах, а это стимулирует! Сам ведёт мастер-классы и приглашает поделиться опытом других профессионалов: его магазин – место заинтересованного диалога музыкантов.
Вместе с коллегами Мартынов ведёт в Фейсбуке группу «Ударные инструменты», где профессионально и в то же время доступно для меломанов рассказывает о мастерах прошлого и обо всём, что связано с его любимым делом. Пишет тексты безукоризненно грамотно и излагает факты с микронной точностью, свойственной всем ударникам, насколько я их знаю, а встретить в соцсетях грамотный пост – это… большая удача.
Что сыграл человек-барабан?
Писать рецензию о концерте и спектакле, судя по трансляции и видеозаписи, непрофессионально. Любая запись лишь отчасти передаёт впечатления, которые мы могли бы получить в зале. Это всё равно, что воспринимать шедевры живописи по репродукциям. Вот и монитор компьютера не передаёт тончайшие эмоциональные и звуковые нюансы, трепет и страсть исполнителя.
Поэтому, не претендуя на рецензирование, поговорим о программе, выстроенной Петром Главатских концептуально, с познавательной целью представить публике сочинения культовых композиторов XX века и экспериментаторов, создающих музыку для ударных сегодня.
Концерт начался с вариаций Кейко Абэ, выдающейся японской маримбофонистки и одного из самых значимых авторов из ныне здравствующих, на известную тему Паваны Lacrimae, or Seven Tears английского композитора и лютниста XVI – XVII веков Джона Дауленда (1563 – 1626), чью музыку в его время напевали и простолюдины, и вельможи при дворе королевы Елизаветы I, в XX веке мелодии Дауленда обрабатывали и исполняли классические гитаристы, а в XXI веке произошла реинкарнация его Паваны в вариациях Кейко Абэ, зазвучавших на маримбе.
Солист представил две композиции собственного сочинения – «Человек-барабан» для сурдо соло (surdo или сурду – большой басовый барабан бразильского происхождения – прим. автора) и «Телеграф Джембе» для джембе соло. Поясняя название второй пьесы, Петр Главатских сказал, что в древности звуки этнического барабана джембе выполняли функцию современного телеграфа или сотовой связи: с помощью знакомых ритмов люди передавали друг другу не только сигналы об опасности, но и любые сообщения.
Пётр Главатских грамотно выстроил программу, чередуя концертные номера для барабана и перкуссии с мелодичными произведениями для маримбы. Лаконично рассказал о её загадочном происхождении то ли в Мексике, то ли в Африке, и о том, что розовое гондурасское дерево растёт 300 – 400 лет, прежде, чем из него сделают клавиши, звучащие поистине божественно, не случайно Маримба – имя африканской богини.
Интересно прозвучала композиция «Клятва» в двух частях для маримбы соло, которую сочинил наш современник Алексей Сюмак: как и любую новую музыку, нам ещё предстоит прослушать её много раз, прежде, чем осознать, привыкнуть и, возможно, полюбить. Как сказал Рахманинов: «Только музыкальные критики всё понимают с первого раза».
Тогда как пьеса «Илиаш» для маримбы соло сербского перкуссиониста и композитора Небойши Живковича давно прошла испытание временем: её можно назвать культовой в среде ударников.
Одним из наиболее часто исполняемых в XX веке сочинений для маримбы её сделали ни с чем несравнимый терпкий аромат балканских мелодий, непривычная для нас «изломанная» метрическая структура, беспрерывная изменчивость ритмических рисунков и зажигательность танцевальных ритмов, приправленная ярким национальным колоритом.
Прежде, чем сыграть композицию греческого автора Яниса Ксенакиса «Подскоки» / Rebonds для мультиперкуссии соло, Пётр Главатских сказал:
«Музыка гения, классика авангарда XX века редко звучит в концертных залах и парадоксально сочетает в себе математически точно выверенную ритмическую ткань и вольность греческого фольклора».
Такое эмоциональное празднество тембров и ритмов меломаны, пожалуй, услышали впервые, во всяком случае, на академической сцене.
Под занавес прозвучал супер-мега-хит всех хитов и народов «Либертанго» / Libertango Астора Пьяццолы, который сыграли, наверное, на всех существующих в мире музыкальных инструментах, а Пётр Главатских исполнил в переложении французского композитора Эрика Самю для маримбы и мультиперкуссии соло. Произвольные вариации на тему танго, ставшего всемирным музыкальным символом свободы, – впечатляющее завершение концерта.
В Большом зале Московской консерватории 26 марта 2020 года состоялся неординарный, эмоциональный, яркий, поистине эксклюзивный концерт, каких широкая публика прежде на этой сцене не видела. Порой ударным инструментом оказывалось всё, что под руками Петра Главатских – корпус барабана, его металлическая стойка и даже… паркетный пол БЗК.
Когда исполнителю надо было переместиться от мультиперкуссионной установки к маримбе, он сыграл тремоло по сцене – непринуждённо и эффектно! Музыкант продемонстрировал безграничное многообразие динамических оттенков и тембровых красок ударных инструментов.
Зафиксированные в виде ступенек темплеблоки, по звуку напоминающие коробочку (коробочка – деревянный или пластиковый ударный инструмент – прим. автора), оказывается, могут воспроизвести причудливую, отнюдь не примитивную мелодию, поскольку удары – разновысотные как гамма на клавиатуре.
Человек-барабан Пётр Главатских виртуозно владеет инструментами, каких у каждого ударника неисчислимое множество. Употребляя слово «неисчислимое», я ничуть не преувеличиваю.
Сколько инструментов освоил ударник?
Готовясь к публикации, я задала вопрос знакомому оркестранту: «Каким количеством инструментов должен овладеть ударник?», и он ответил: «Все перечислить невозможно – только основные, входящие в рамки обучения в академических вузах».
Мы посчитали: ксилофон, вибрафон, марибма, колокольчики, малый барабан и минимум семь инструментов, входящих в классическую ударную установку, ещё перкуссия – бубен, шейкер, треугольник, коробочка и многое-многое другое…
И если человеку непосвящённому кажется, что вибрафон и маримба похожи внешне, значит и играть на них надо одинаково, то он глубоко заблуждается.
Вибрафон и маримба – не то же самое, что рояль и пианино, а разные инструменты. Звукоизвлечение на каждом из ударных инструментов принципиально различное, и оркестранту порой надо мгновенно переключаться с одного инструмента на другой. Этнические ударные всех народов мира не называю – их даже не море, а мировой океан…
А вот теперь, огласив лишь неполный список всего, чем должен в совершенстве овладеть каждый музыкант этой специализации, мы посмеёмся над теми, кто думает, что все ударники «с кафедры бубна».
Ждём трансляции из консерватории
Трансляции из БЗК несомненно будут востребованы, поскольку в любимом публикой здании на Большой Никитской проходят уникальные концерты, интересующие многих, помимо счастливцев, попавших в зал.
Московская филармония давно радует нас трансляциями, просветительскими концертами-лекциями и поистине бесценным видеоархивом на филармоническом сайте, и большие надежды мы возлагаем на трансляции из Большого зала Московской консерватории, подобные той, где человек-барабан Пётр Главатских не просто дал концерт, а открыл широкой аудитории неведомое ей пространство новой музыки.
https://www.youtube.com/watch?v=8rj9zzXS9aY
Фото сняты Марией Корабельниковой и Анной Штолленверк в Московском международном Доме музыки, Леонидом Селеменевым в Рахманиновском зале МГК
Материал подготовила Лилия Ященко