23 и 24 августа 2023 в Государственном академическом музыкальном театре Республики Крым прошла мировая премьера балета «Война и мир» на музыку Вячеслава Овчинникова в постановке безвременно ушедшего Андрея Петрова.
Его замысел воплотили Донбасс Опера, к которой присоединились Марийский театр оперы и балета имени Э. Сапаева и артисты главного детища Андрея Борисовича— театра «Кремлёвский балет». Постановку отличает имперский размах — в ней занято 200 участников, она состоит из 2 актов и 27 картин (соответственно, 27 различных декораций) и 300 костюмов.
Спектакль произвёл фурор у крымской публики, в дальнейшем его увидят зрители по всей России.
Идея переложить роман Толстого на язык танца родилась у Андрея Петрова ещё в 80-х годах, как свидетельствует его давний друг и коллега, художественный руководитель Донбасс Оперы и «Войны и мира» Вадим Писарев. Однако время спектакля приспело только в 2022 году — хореограф репетировал балет с артистами, ничто не предвещало беды. Но в апреле 2023 года Андрея Борисовича не стало и миссия завершить этот масштабный проект легла на плечи Писарева и трёх коллективов.
Наблюдая уже готовый спектакль из зрительного зала, у меня не было ощущения «швов», какой-то незаконченности. Концепция постановки максимально ясна и понятна: зритель словно перелистывает, читает главы романа Толстого. Картины небольшие по длительности и переходят одна в другую.
Публика будет удовлетворена— она получит как батальные сцены, так и красивые лирические эпизоды, и жанровые моменты с долей ненавязчивого комизма.
Увиденное можно охарактеризовать так — сцены из русской жизни 1805-1812 годов. На протяжении 3 часов нас ждут многочисленные балы, тот самый вальс Наташи Ростовой с Андреем Болконским, крестьянские танцы в господской усадьбе, обозы с ранеными, горящая Москва, и конечно же, победа России.
Но и без ремарки «от автора» не обошлось — в спектакле появилось новое лицо, Война. Этот образ постановщик отдал танцовщице — ее героиня вносит раздор в человеческий мир, искушает нас и делит людей на противоположные лагеря.
Воссоздание дворянского быта, культуры той эпохи Петров передал классическим языком — профессионалы, конечно, увидят много знакомого в хореографии, а простая публика возрадуется консерватизму и отсутствию какой бы то ни было пошлости и вольнодумства.
Автор спектакля, однако, сделал упор не только на танец — от исполнителей требуются культура жеста, выпуклость актёрских образов и чувство драматургии, которой здесь предостаточно. Оттого сие действие оказалось весьма близким жанру драмбалета с его кинематографичностью, присутствием некоторой статики и обязательным реализмом.
И все-таки ту самую высокую планку спектаклю задала музыка Вячеслава Овчинникова, вернувшаяся на сцену спустя долгое время забвения.
Именно она стала счастливым билетом для композитора в 60-е. В то время ещё студент, он сумел переплюнуть своих старших и опытных коллег — Хачатуряна, Шостаковича, Свиридова и Хренникова, которые одновременно с ним тоже намеревались создать партитуру к эпохальной киноленте Сергея Бондарчука. Но юный гений убедил всех, даже властную Фурцеву, которая поверила в гениальность парня. Бондарчук доказал ей, что не прогадал с выбором композитора.
Масштабы работы автора поражают до сих пор — Овчинников создал партитуру, которая звучит около 13 часов, хотя для фильма нужно было только шесть. И эта работа композитора высочайшего качества. В ней умело сочетается и изысканность эстетики XIX столетия, и трагизм и обречённость века последующего. Мощные, грандиозные батальные сцены сменяются бравой мазуркой, торжественным полонезом или шутливым англезом «Данила Купор». Ласкают слух и возвышают душу чувственные и трогательные адажио — в них используются интонации городского романса, есть и номер на тему «Аве Марии».
Пару раз в произведении мелькает тень Стравинского и его «Петрушки» — когда ярмарочный гул неожиданно врывается в утонченный салон мадам Шерер. Игорь Фёдорович вспоминается и когда его советский «сын» включает в партитуру «Ах вы сени, мои сени», словно заигрывая с мэтром.
Французская тема в музыке ярко и образно характеризуется цитатами гимна «Vive Henry IV» (а тут возникает другая параллель — Чайковской с его «Спящей красавицей» и «Пиковой дамой», где эта мелодия также звучит) и национальных военных маршей.
В общем, партитура представляет большой интерес для изучения и достойна, как думается, отдельного музыковедческого исследования. И, конечно, этот абсолютный шедевр достоин звучать в концертах на самых лучших сценах (для удобства исполнения есть даже сюита из «Войны и мира» Овчинникова).
За оформление постановки отвечали Григорий Белов (декорации) и Ольга Полянская (костюмы).
И это тот случай, когда работой художников можно только восхищаться — Белов явно был очень вдохновлён и создал с тончайшем знанием эпохи декорации, которые поддерживались видео-проекциями, активно использующимися в спектакле. С костюмами также не прогадали — хотя наряды дам в салоне мадам Шерер могли бы быть и не столь пёстрых расцветок.
Исполнение замысла Андрея Петрова пока не получилось на сто процентов ровным — большинству артистов надо обжиться в постановке и тоньше проработать детали игры и актёрского взаимодействия, так как пока многие эпизоды идут крупным помолом.
Большого уважения заслуживает работа артистов Донбасс Оперы, которые каждодневно репетировали, забыв про грозящую опасность.
В спектакле были свои лидеры. Из артистов Донбасс-Оперы хочется выделить Анастасию Никольскую, которая в роли соблазнительной и завлекающей Элен смогла избежать пошлости и сохранила аристократический лоск. Харизматичной оказалась Дарья Донцова, представшая в партии Войны своеобразным Роком судьбы.
В главных партиях солировали артисты «Кремлёвского балета»: Екатерина Первушина (Наташа Ростова), Даниил Росланов (Андрей Болконский), Михаил Евгенов (Пьер Безухов).
Из этого трио самым ярким стало выступление Первушиной — её Наташа воплотила собой вечную женственность, безграничную красоту девичьей души и хрупкость внутреннего мира. В филигранной вариации в усадебном саду, поставленной Петровым, казалось, мы чувствуем всю гамму переживаний этого юного существа. А кульминацией развития образа стала сцена смерти Андрея — вместо жёсткого реализма Петров предложил посмотреть зрителю трагический дуэт душ Болконского и Ростовой, в котором прежний светлый мир разрушается и героиня срывается на немой крик. Уже сейчас видно, что эта роль стала для Екатерины Первушиной новой ступенькой в её творческой биографии.
Партнёры танцовщицы, увы, не смогли вызвать столь сильных эмоций, хотя Михаил Евгенов ощутил своего героя сильнее и удачнее, чем Росланов. Но им ещё предстоит путь найти свою интонацию и ключик к открытию этих образов.
Следующая остановка «Войны и мира» — Большой театр. Здесь на Новой сцене спектакль покажут 10 сентября и его смогут оценить столичные любители балета. А далее планируются показы по всей России. Хочется надеяться, что у этого проекта большое будущее.
В советские времена произведения подобного масштаба и национально-культурной значимости отмечались наградами — авторам этого масштабного действия явно дали бы Ленинскую премию. Посмотрим же как оценят сие творение в наше время.
Филипп Геллер