Открытию сезона в Большом театре предшествовала встреча журналистов с директором Владимиром Уриным, с художественным руководителем и главным дирижёром Туганом Сохиевым.
Разговор шёл о текущем репертуаре, о планах и о скорой премьере в концертном исполнении оперы П. И. Чайковского «Орлеанская дева».
Представление этого шедевра отечественной музыкальной классики связывается с юбилеем великого композитора, с его 175-летием со дня рождения.
Премьера оперы ожидалась с особым интересом, так как была ещё и дебютом в Большом театре маэстро Тугана Сохиева.
Большой театр с его славной историей должен, наконец, возродиться и занять достойное место среди лучших и самых знаменитых театров мира. К открытию сезона театр мерцал, как драгоценный бриллиант, своим роскошным декором, уютом лож, бархатом кресел.
Всё его богатое убранство, как старинная рама, требовало достойного наполнения. Новое время выдвигает и новые требования: нужно подчиниться новым ритмам, новым вызовам! Иначе всё это богатство, вся роскошь потускнеет и превратится в прах.
Вся творческая жизнь П. И. Чайковского была тесно связана с Большим театром. Композитор писал, в том числе, и по заказу Большого театра.
Именно так появились его опера «Воевода» и балет «Лебединое озеро». При жизни композитора здесь были поставлены его оперные шедевры «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». Композитор сам дирижировал на премьерах своих опер «Черевички», а также «Евгений Онегин» во второй постановке. В музее Большого театра хранится дирижёрская палочка великого композитора. Уже после смерти композитора в репертуар театра вошли такие его произведения, как опера «Иоланта», балеты «Щелкунчик» и «Спящая красавица».
Опера «Орлеанская дева» была написана П. И. Чайковским в 1880 году. Историю Жанны д’Арк будущий композитор узнал ещё в детстве. Воинственная дева Иоанна занимала его воображение. Юный Чайковский посвящал ей свои стихи, а в более поздний период своей жизни композитор использовал, например, почтовую бумагу и конверты для переписки с изображением конной статуи Иоанны.
Первая постановка оперы состоялась в 1881 году на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге и имела очень большой успех. Либретто было создано самим композитором и в основе своей опиралось на трагедию Фридриха Шиллера в переводе В. А. Жуковского и на менее известную пьесу Жюля Барбье на тот же сюжет.
Короткая жизнь героини Жанны д’Арк насыщена поистине мистическими поворотами судьбы, которые не могли не отразиться в литературных произведениях и на сцене. Над сценическим воплощением личности героини трудилась, к примеру, легендарная Сара Бернар.
Опера «Орлеанская дева» на сцене Большого театра впервые была поставлена в 1990 году. И вот теперь второе её вхождение в репертуар теотра. Чем, всё-таки, был обусловлен выбор именно этого произведения для дебюта художественного руководителя и главного дирижёра Большого театра Тугана Сохиева?
Сам дирижёр говорит о том, что опера у него лично всегда вызывала огромный интерес масштабом характера героини, драматичностью сюжета, отражённого в великой музыке П. И. Чайковского.
В России опера «Орлеанская дева» не так популярна, как «Евгений Онегин» или «Пиковая дама». В Европе же это сочинение можно отнести к практически неизвестным произведениям композитора.
Труден ли музыкальный материал для исполнителей? Маэстро Туган Сохиев говорит о том, что это произведение очень сложно для исполнения, особенно партия Иоанны. Эта партия написана как бы для двух голосов, низкого и высокого. Вероятно, композитор пытался таким приёмом подчеркнуть те нечеловеческие возможности, которыми, по его мнению, была наделена Жанна д’Арк. Иоанна – центральная фигура в опере. Именно ей – и музыкально, и вокально, и образно – подчинено всё в опере.
На роль Иоанны приглашена певица Анна Смирнова. Её карьера стремительно развивалась в Европе, начиная с 2007 года. Дебют певицы состоялся в Ла Скала в партии Принцессы Буйонской в опере «Адриана Лекуврер» Ф. Чилеа. Затем репертуар певицы пополнился такими партиями, как Амнерис в опере «Аида» Дж. Верди, Эболи в опере «Дон Карлос» Дж. Верди, Сантуцца в опере «Сельская честь» П. Масканьи, Азучена в опере «Трубадур» Дж. Верди. Сопрано Анна Смирнова выступала на самых престижных сценах мира.
Это Ла Скала, Венская государственная опера, Берлинская государственная опера, Немецкая опера, Римская опера, Королевская опера Ковент Гарден, Метрополитен-опера и другие знаменитые оперные сцены. И вот теперь дебют Анны Смирновой на сцене Большого театра в партии Иоанны в опере П.И. Чайковского «Орлеанская дева».
В коротком интервью перед журналистами Анна Смирнова сказала, что петь на родном языке ей труднее, чем, например, по-итальянски, так как смысл передаваемого текста требует от неё особых усилий. Дополнительное напряжение было связано и с тем, что опера исполнялась в концертном варианте, когда певцы на сцене чувствуют себя как на экзамене перед комиссией.
В премьерной постановке были задействованы мощные силы Большого театра. Это знаменитый хор Большого театра, оркестр под управлением маэстро Тугана Сохиева, лучшие солисты оперы. Исполнение грандиозного музыкального сочинения П. И. Чайковского оперы «Орлеанская дева» проходило под знаком приоритета симфонической составляющей этого сочинения.
Оркестр, ведомый его дирижёром Туганом Сохиевым, повествовал о давних событиях, о величии подвига героини девы Иоанны, спасшей Францию, о вечных ценностях жизни человеческой. Мощно и едино звучал прекрасный хор, подчиняясь воле дирижёра.
Центром оперы предстаёт дева Иоанна. Именно так выстроена драматургия оперы. Её образом был вдохновлён композитор при написании своего шедевра.
Другие персонажи оперы, такие как французский рыцарь Дюнуа, король Карл VII, Агнеса Сорель, бургундский рыцарь Лионель, Раймонд, жених Иоанны, Тибо Арк, отец Иоанны, имеют свою драматургию, свою прекрасную музыку, но всё подчинено сценической жизни главной героини.
Величественно, самозабвенно провела исполнение партии девы Иоанны замечательная сопрано Анна Смирнова. Она блестяще справилась с труднейшим в вокальном отношении музыкальным текстом. Знаменитая ария «Да, час настал!» прозвучала в интерпретации певицы мощно, с осознанием трагического предназначения судьбы героини, с чувством неотвратимости сделанного ею выбора, утверждая величие её подвига навсегда.
Глубоко трогательно Иоанна прощается с прекрасным земным миром полей, лесов, холмов, прощается навсегда. Героиня знает свою судьбу, своё предназначение и полна решимости исполнить свой долг перед Богом.
Особое место в спектакле принадлежит драматургической линии любви, любовным сценам бургундского рыцаря Лионеля в исполнении Игоря Головатенко и девы Иоанны, нарушившей обет отдать творцу душу свою. Дева Иоанна в смятении, но любовь сильнее страха. Погибает Лионель. Иоанна говорит, что разлука их будет недолгой. Они скоро встретятся на небесах.
Финальная сцена сожжения на костре девы Иоанны была представлена настолько правдоподобно, убедительно для зрителей, что, наверное, это не было бы лучше в декорациях. Музыка и прекрасное пение были главными инструментами убеждения.
Состав исполнителей был очень сильным, ровным. Замечательно прозвучала сопрано Лолита Семенина в партии Агнессы Сорель. Порадовали молодые тенора Арсений Яковлев и Богдан Волков, исполнители партии Раймонда, жениха Иоанны, выступившие в первый и второй день премьеры. В одном ряду с маститыми солистами, они достойно, нельзя сказать уверенно, но справились со своей непростой задачей.
Зрители очень тепло приняли эту грандиозную постановку, во всяком случае, те, кто не покинули зал до окончания представления.
На пресс-конференции задавали вопрос о дальнейших планах в отношении оперы «Орлеанская дева». Директор Большого театра Владимир Урин ответил, что всё будет зависеть от зрителей, их приёма. Вопрос о зрителе стоит перед многими театрами, в том числе, и перед Большим театром. Сменилось поколение, пришёл новый зритель. Такая серьёзная постановка, как представленная опера П. И. Чайковского «Орлеанская дева», требует предварительной подготовки, знаний исторических фактов, навыка слушания симфонической музыки.
Людмила Краснова