Второй и третий концерты Третьего фестиваля камерной музыки «Вокальные перекрестки», проходящего в Зеркальном фойе театра «Новая опера», состоялись 16 и 17 февраля 2016 года.
16 февраля выступили Анджей Белецкий (баритон), Маргарита Некрасова (меццо-сопрано) и Михаил Давыдов (баритон), заменивший заболевшего Илью Кузьмина. 17 февраля в концерте приняли участие Ирина Боженко (сопрано), Василий Ладюк (баритон), Алексей Тихомиров (бас).
Построение программы концерта 16 февраля отличалось от остальных тем, что она была составлена не из циклов.
Алексей Белецкий составил свою программу из романсов, входящих в разные циклы Эдварда Грига. В целом его выступление было гораздо более удачным, чем год назад на Втором фестивале «Вокальные перекрестки». Он стал петь намного чище и интонировал точнее. Хотя всё же ему еще есть над чем поработать в этом направлении, чтобы полностью снять претензии по этому поводу.
Были у Белецкого и настоящие удачи на этом фестивале. Я бы отметил «Арфу», ор. 9 № 1 на стихи А. Мунка, «Прощание» ор. 4 № 3 на стихи Г. Гейне и финальный романс «Люблю тебя» ор. 5 № 3 на стихи Х. К. Андерсена.
Маргарита Некрасова составила свою программу из песен молодого Рихарда Штрауса из разных опусов. Певица исполнила все песни весьма аккуратно, но и весьма однообразно. Её исполнение не трогало, но и не раздражало – оно было, если пользоваться евангельскими терминами, тепло-хладным.
А вот выступление Михаила Давыдова с программой из Даргомыжского было очень ярким. Он заменил Илью Кузьмина в последний момент. И певец, и Дмитрий Сибирцев исполнили всю программу почти с листа, но сделали это великолепно.
Если вокально Давыдов был просто хорош – голос звучал свободно и красиво, то драматургически он был превосходен! Конечно, сам материал был очень благодарным. Сатирические романсы Даргомыжского дают исполнителю обширное поле для проявления актерского начала и в вокале, и сценическом облике. Но и «перегнуть палку» можно было легко. Но тут вкус ни разу не изменил исполнителям.
Прекрасно прозвучали и лирические романсы. Особо хочу отметить, как мастерски Сибирцев подхватывал настроение Давыдова. За три концерта Третьего фестиваля выступление их дуэта оставило одно из самых ярких впечатлений, несмотря на его импровизационность.
В третьем концерте 17 февраля исполнители вернулись к форме вокальных циклов. Ирина Боженко исполнила вокальный цикл Роберта Шумана «Любовь и жизнь женщины» на слова А. Шамиссо, который составил как бы диптих с «Любовью поэта» Шумана. Но если его Алексей Богданчиков исполнил очень достойно, то исполнение цикла «Любовь и жизнь женщины» Ириной Боженко нельзя назвать успешным. Он прозвучал хотя вокально чисто и аккуратно, даже слишком аккуратно – как-то однообразно и бесцветно. Кроме всего, Ирину Боженко было плохо слышно.
Василий Ладюк, который в текущем сезоне поет часто, очень грамотно исполнил Три песни Дон Кихота к Дульсинее Мориса Равеля, хотя по оперной широте голоса ему довольно тесно в масштабе Зеркального фойе. Особенно ему удалась «Эпическая песня».
Великолепно Ладюк исполнил «Пляску смерти» Камилла Сен-Санса в оригинальном переложении для баритона и маримбы Виктора Сыча, который вместе с роялем аккомпанировал ему.
Эмоциональным центром первых трёх концертов Третьего фестиваля камерной музыки «Вокальные перекрёстки» наряду с исполнением Михаилом Давыдовым романсов Даргомыжского, стало исполнение басом Алексеем Тихомировым «Райка» Модеста Мусоргского и «Антиформалистического райка» Дмитрия Шостаковича. В исполнении последнего принимал участие Камерный хор театра «Новая опера».
Особо надо отметить очень поучительный комментарий Сегельмана к «Антиформалистическому райку». Он очень полезен именно сегодня, когда сталинизм поднимает голову во всех сферах нашей жизни. И в музыке тоже. И более того, сегодня мы видим рождение монстра – православного музыкального сталинизма в лице небезызвестного митрополита-недоучки.
Неровён час и мы не успеем оглянуться, как увидим этого новоявленного Апостолова во главе Союза композиторов и будем молиться о ниспослании вегетарианца Хренникова. А те повитухи, которые суетятся при его рождении и пропагандируют его опусы, зря надеются, что это спасет их в будущем от этого дракона. Их-то он сожрет в первую очередь. Как пел Галич в «Ночном дозоре» про памятники Сталину:
«им бы гипсовым человеченки – они вновь обретут величие».
Ошибаются даже мудрецы. В начале 60-х годов мудрый Григорий Померанц после XXII съезда КПСС сказал; «Нельзя облачить разоблаченного кумира». И ошибся! Сейчас мы наблюдаем, что этот кумир уже не только облачен, но и небезуспешно пытается взобраться на старый пьедестал.
«Антиформалистический раёк» был разыгран как миниспектакль. Тихомиров был безупречен вокально и превосходен драматургически. В полном соответствии с жанром Райка он внес в него элементы современности, придав одному из его персонажей манеру Ельцина и Горбачева, чем вывал адекватную реакцию зала – громкий смех, а в конце бурную овацию.
Как известно, фортепианные партии в песнях Франца Шуберта и Роберта Шумана выходят далеко за рамки аккомпанемента и по большому счету требуют не просто концертмейстера, а настоящего хорошего пианиста. Не зря в записях песен Шуберта и Шумана и чаще всего встречаются имена таких пианистов как Святослав Рихтер, Константин Игумнов, Владимир Ашкенази, Альфред Брендель, Олег Майзенберг и др.
Невозможно переоценить серьезность подхода автора проекта, «мотора» фестиваля и его единственного и бессменного пианиста Дмитрия Сибирцева. В первых трех концертах только в нескольких случаях возникали претензии к нему как к пианисту, злоупотреблявшему динамикой. В подавляющем количестве аккомпанемента Сибирцев в этом году был очень тактичен и умерен.
Можно с удовлетворением констатировать, что «Вокальные перекрестки» становятся всё более заметным событием в музыкальной жизни столицы.
Владимир Ойвин