Очередной день VIII Зимнего фестиваля искусств Юрия Башмета в Сочи был посвящен искусству балета. В этом году решили отдать дань уважения великому танцовщику и хореографу XX века Вацлаву Нижинскому, 125-летие со дня рождения которого отмечалось в прошлом году.
Этот человек не мыслил свою жизнь без танца. Он был призван к этой профессии. Без пантомимы Нижинского невозможно представить себе знаменитые дягилевские сезоны в Париже.
Как вспоминал современник танцовщика известный французский писатель, поэт и драматург Жан Кокто:
«Нижинскому удалось опровергнуть все законы равновесия и перевернуть их с ног на голову»
Куратор балетной программы сочинского фестиваля искусств французский танцор Стефан Фурниаль составил программу балетного гала из тех номеров, в которых когда-то блистал сам Вацлав Нижинский: это знаменитые хореографические сцены Михаила Фокина, созданные для дягилевской антрепризы «Русских сезонов» в Париже: «Видение розы», «Жар-птица», «Шопениана», «Шехерезада».
Вниманию публики также были представлены работы самого Нижинского – «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси и фрагменты из классических балетов Мариуса Петипа («Жизель» А. Адана и «Талисман» Р. Дриго).
На сцене Зимнего театра Сочи свое искусство продемонстрировали звезды классического балета, солисты ведущих европейских музыкальных театров: Юргита Дронина и Исаак Хернандес (Национальный балет Нидерландов); Мария Яковлева и Владимир Шишов (Венская Государственная опера), а также частые участники балетных проектов сочинского фестиваля – солист Мариинского театра Игорь Колб и артисты балета Берлинской государственной оперы – Элиза Кабрера и Михаил Канискин.
В фойе Зимнего театра Сочи развернута экспозиция из архивов театрального музея им. Бахрушина фото и документальных материалов о жизни и творчестве Вацлава Нижинского.
Неуклонное внимание к творчеству Нижинского вызвало множество самых разных и отличных друг от друга интерпретаций «Весны священной». За нее брались самые разные хореографы ХХ века – от Марты Грехем до Пины Бауш.
Специальным событием вечера стало одно из последних сценических воплощений культового балета в хореографической версии Эдварда Клюга.
Эдвард Клюг:
«Я не обошел своим вниманием те специфические элементы, на которые ориентировался великий Нижинский. В своей версии я стремился выразить его языком танца взаимоотношения мужчины и женщины, вовлеченных в абстрактное пространство вне исторического контекста»
В исполнении приняли участие артисты балетной труппы Словенского национального театра Марибора.
Аскетичная сценография была сплетена с игрой света. Еще одним символом ритуального действа выступает в этой постановке вода как источник всего живого на земле. Специально для этого на верхних колосниках сцены были установлены балки с ведрами воды, из которых она обрушивалась на танцоров в финале балета.
Эдварду Клюгу удалось создать особую органику спектакля и новое измерение в хореографии шедевра Стравинского.
Виктор Александров (Сочи, Краснодарский край), ClassicalMusicNews.Ru