У фестиваля «Опера Априори», который заявил о себе в феврале, – новый формат.
Это своеобразный эксперимент, на который пошли организаторы, чтобы привлечь искушенную столичную публику. Он предполагает три вида программ: гала-концерты, камерные выступления и оперные премьеры.
На этот раз в Большом зале консерватории был представлен необычный проект – «Интеллектуальная опера: за гранью воображения».
Что за жанр такой – интеллектуальная опера, и чем принципиально отличается от привычной нам оперы? На первый взгляд: вся структура жанра соблюдена. Правда, акценты иные. Так, «Черный монах» Алексея Курбатова напоминает психологический триллер, но без картинности и внешнего действия.
На руку и концертное исполнение, движение – может только отвлечь от внутреннего развития. Эта история – очень личная для композитора. Несмотря на то, что бесед с черным демоном – не ведет, Курбатов писал ее будто про себя.
«Идея гения и сумасшествия, насколько гений – сумасшедший для окружающих и что происходит, если его попытаются вылечить, потеряет ли он свой талант, и если даже потеряет, что останется от его искры»,
– говорит Алексей Курбатов.
Сам Алексей – пианист по профессии, композитор по призванию. Про себя говорит: не сочинять – не могу. Эту искру называет «сумашедшинкой», думает, она есть у каждого артиста, правда, бывают и исключения.
«Надеюсь, я не творческий человек, я нормален психически, не болен, наверное. Он прав, конечно, все мы немножко лошади, как у Маяковского»,
– говорит тенор Максим Пастер. Максим Пастер, как всегда, остроумен, обаятелен, на ходу разучивает партию магистра Андрея Коврина. Интеллектуальную оперу XXI века Пастер избегает: эта музыка взрывает мозг. Но сочинение Курбатова – исключение, язык – простой, мелодичный – доступен каждому.
Кому-то соседство опер Курбатова и Бартока может показаться странным. Но дирижера Павла Сорокина не смущает;
«Язык совершенно разный у них обоих, но Курбатов – человек талантливый и поэтому вполне, я думаю, Барток бы был не против, чтобы кто-то с ним еще исполнялся – талантливый человек»,
– отмечает Павел Сорокин.
Впрочем, Бела Барток был бы счастлив, услышав это сочинение в исполнении своих соотечественников. Венгерские солисты – Балинт Сабо и Ильдико Комлоши – как никто знают о нюансах исполнения национальной музыки.
«Конечно, для каждого из нас музыка Бартока имеет особое значение. Я исполнял партию герцога Синяя борода не раз, но с Ильдико на одной сцене в этой опере – впервые»,
– говорит Балинт Сабо.
На создание оперы Бартока вдохновила поэзия Метерлинка. Результатом стал сложный символистский текст. Акцент композитор делает на внутреннем мире человека, с его демонами и чудовищами.
«Прежде всего моя героиня – очень сильная, волевая женщина. Она действительно любит герцога, а в моем случае, как – этого партнера можно не любить?! А потом финал оперы не так однозначен, да, перед ней открылись все двери – грехи Герцога, но нет окончательных ответов, чем все это завершится – один большой вопросительный знак»,
– рассказывает Ильдико Комлоши.
Богатства души можно направить как во благо, так и во зло, ведь самый большой враг человека – он сам. Ребус, за который взялся Барток, не имеет одного единственного решения.