7 сентября 2024 Большой театр откроет предъюбилейный 249-й сезон премьерой балета Петра Ильича Чайковского «Спящая красавица». Постановка Мариуса Петипа в хореографической редакции Юрия Григоровича несколько лет отсутствовала в репертуаре театра.
За день до торжества генеральный директор столичного оперного дома маэстро Валерий Абисалович Гергиев пообщался с представителями СМИ, рассказав о творческих планах на грядущий сезон.
На пресс-конференцию маэстро не опоздал ни на минуту!
Как было объявлено в самом начале встречи, репертуар театра будет выстроен вокруг имен великих отечественных композиторов: М. Глинки, М. Мусоргского и П. Чайковского.
«“Лебединое озеро” и “Щелкунчик” порадуют публику уже в первые месяцы сезона. Не скажу, когда точно была поставлена на сцене Большого театра менее известная опера Чайковского “Чародейка”, но это не так важно. Важно знать и помнить такие страницы в оперной истории. Я уверен, что новое поколение будет радо встретиться с таким сочинением».
Маэстро также планирует вернуть в репертуар «Евгения Онегина» и оперу «Пиковая дама», упомянута была и «Орлеанская дева», которая
«вскоре найдет дорожку на сцену Большого театра».
Балетные партитуры С. Прокофьева тоже дождутся своего звездного часа. В частности, маэстро упомянул «Скифскую сюиту» («Ала и Лоллий»). Есть у Валерия Абисаловича на карандаше
«один молодой хореограф, который привлекает внимание своими работами; сейчас с ним ведутся переговоры о постановке этого балета».
Возвращение «Блудного сына» на театральную авансцену Большого также стоит у маэстро в планах. Остается интрига: сохранится ли данная партитура в постановке великого Баланчина.
Фантазия петербургского дирижера не знает границ. В репертуаре Большого может появиться «тройник из балетов Сергея Прокофьева»: к упомянутым шедеврам может присоединиться «Шут». Три спектакля могут быть показаны в один вечер.
«Большой театр должен быть лидером в возвращении этих редких шедевров, которые слишком долго отсутствовали в нашем репертуаре.
Очень важен вопрос, кому мы доверим хореографию, сценографию, костюмы. Мне важно, чтобы в афише стояли имена Прокофьева и Стравинского. Давайте для начала вернем “Жар-птицу”, “Петрушку”, “Весну священную” и “Свадебку” – великие русские балеты Стравинского! Сам Бог велел их исполнить!».
Гергиев пребывал в прекрасном настроении, шутил, вспоминая о скандальной премьере «Весны священной»: парижская публика требовала немедленно предоставить ей дантистов. Экскурс в историю русской музыки плавно перешел к «Царю Эдипу»:
«Хорошо бы напомнить новому поколению об эпохе, в которую творил Игорь Федорович. Стоит привлечь чтеца высокого полета и даже разрешить ему сказать больше, чем позволяет это сам Стравинский».
Открывая новые перспективы русского репертуара, маэстро призывает не забывать о партитурах Д. Шостаковича и Р. Щедрина. Спектакль «Мертвые души» в постановке В. Бархатова Гергиев хочет перевезти с Мариинской сцены на московскую. Есть у него и мечта восстановить версию этого спектакля семидесятых годов, когда историческую премьеру готовили Б. Покровский и Ю. Темирканов.
Партитуру «Леди Макбет», или «Катерины Измайловой», Валерий Абисалович предпочитает показывать в обоих вариантах, чтобы каждый зритель смог выбрать для себя близкую версию.
Святослав Рихтер еще в девяностые годы мечтал добавить в репертуар столичных театров «Парсифаля». В любые времена афиша Большого не будет ограничиваться сочинениями русских композиторов:
«Нам не нужно приглашать двадцать певцов из-за рубежа, чтобы справиться с постановкой “Кольца нибелунгов” или “Тристана”. Совместными усилиям двух ведущих театров нашей страны, Большого и Мариинского, мы сможем достойно представить десять опер Вагнера в Москве.
Ресурсы театров позволят справиться с этой задачей на протяжении одного-двух сезонов.
Двум столичным оркестрам уже не привыкать к совместному творчеству. Мы объездили 26 регионов России в одном “пасхальном” поезде. Музыканты быстро находят контакт друг с другом. Для меня было большой радостью, что на репетициях и концертах царила атмосфера настоящего праздника».
«Верди – не может быть изгоем на любой сцене!»
– заявляет маэстро. В планах Гергиева за один сезон показать 13-14 опер итальянского композитора. Например, с целью экономии средств, новую «Сицилийскую вечерню» делать не собираются – маэстро планирует привезти в Москву постановку из Мариинского театра-2. Гергиев анонсировал «Риголетто» в совершенно новой постановке на сцене Большого, а также упомянул, что новая «Аида» появится и на сцене Мариинского.
Тем не менее, не исключается приглашение зарубежных звезд. Уже в конце сентября в «Дон Карлосе» на сцене Большого театра одну из главных партий исполнит итальянский бас Ферруччо Фурланетто. При этом ресурсы театров позволяют играть «по три спектакля в день».
Театры не нуждаются в западных кадрах, ведь в Большом и Мариинском работают высокопрофессиональные певцы… К тому же, планируется увеличение количества мест в программе для молодых певцов; каждый сможет показать себя.
Рассказав о планах на сезон, маэстро предоставил возможность задать вопросы журналистам. Конечно, всех интересовал вопрос о главном дирижере оркестра. Свой ответ Валерий Абисалович начал издалека, вспоминая, в каких театрах он работал приглашенным дирижером.
«Я один таких решений принимать не люблю, да и не вижу сейчас острой проблемы в решении этого вопроса. Есть вещи посерьезнее, например, пробелы в репертуаре театра. Поэтому в первую очередь мы будем работать в этом направлении!»
– резюмировал директор Большого.
Под занавес встречи маэстро воскликнул:
«Все, что я перечислил, появится в этом сезоне!».
Это было сюрпризом как для журналистов, так и для самих музыкантов. Однако не все будет поставлено с нуля: например, «Петрушка» Стравинского останется в хореографии Фокина.
Судя по всему сказанному с утра в конференц-зале, сезон Большого театра обещает быть экстремальным, экстравагантным и захватывающим!
Анна Коломоец