В московском концертном зале «Зарядье» в сопровождении ансамбля Pratum Integrum выступил всемирно известный контратенор Валер Сабадус.
В своём выступлении, озаглавленном «Tiranno Amor», певец даёт слушателям возможность исследовать все грани галантной любви. Выбранные им арии отражают разнообразные аффекты, порождённые этим чувством, от сумрачной меланхолии до излучающей свет радости, от безумного отчаяния до спасительной надежды.
Главное произведение концерта, давшее название программе — кантата Георга Фридриха Генделя «Crudel tiranno Amor». Перевести название с итальянского можно как «Жестокий Амур-деспот»: этот персонаж европейской культуры, попортивший немало крови хорошим людям и подаривший деятелям искусства бездну сюжетов для картин, статуй, поэм, песен и опер, лишил героя кантаты счастья и свободы, но Надежда его спасла и утешила обещанием воссоединения с возлюбленной.
За Генделем следуют две арии Ациса из оперы конкурента «милого саксонца»: Никола Порпора написал своего «Полифема» как раз для лондонской Оперы Знати. В арии Alto Giove Ацис радуется своему бессмертию, но не так, как радовался бы возвращению Галатеи, а Senti il fato рисует триумф Ациса над соперником, циклопом Полифемом.
Во второй части программы прозвучали арии из опер Антонио Вивальди «Юстин» (Vedrò con mio diletto — трогательное прощание императора Анастасия со своей супругой) и «Фарнак» (Gelido in ogni veno — плач Фарнака по сыну). И вновь Гендель: проникнутая жаждой мщения ария Секста из оперы «Юлий Цезарь» (L’aure che spira) и Venti turbini из первой лондонской оперы композитора, «Ринальдо», где главный герой вымаливает у ветра крылья для облегчения поисков возлюбленной.
Валер Сабадус обладает мощным голосом со сладостным, «игристым» тембром. Он яркий виртуоз: о такой технике принято говорить как о «ювелирной». Пассажи и трели исполняются им очень тонко и изящно, а в протянутых нотах он играет голосом подобно тому, как на свету сверкают бриллианты: добивается он этого либо за счёт резкой смены динамики, либо благодаря украшению ноты лёгким вибрато.
Серьёзных недостатков в его пении нет, разве что в нескольких местах фиоритуры были чересчур «залихватские» по звуку и дыхание в некоторых пассажах распределилось не очень удачно, но эти мелочи нисколько не портят общего впечатления.
Низкий регистр озвучен хорошо, высокий — ещё лучше, средний чуть хуже. Экстремальные скачки исполнены с такой лёгкостью, словно ноты находятся рядом, а эмоциональная наполненность медленных арий способна поразить даже самых невпечатлительных слушателей.
«Держать тональность» контратенору помогал облегчённый состав (без духовых) ансамбля Pratum Integrum под руководством Павла Сербина. Концертмейстер — Сергей Фильченко.
Этот коллектив — один из ведущих в России, специализирующийся на исполнении старинного репертуара на исторических инструментах. Отсюда их название: в переводе с латыни «pratum integrum» означает «некошенный луг», хотя сейчас этот луг, конечно, «обжит» уже гораздо лучше, чем в 2003 году.
Инструментальную часть программы составили концерты ещё одного «титана» эпохи барокко, Георга Филиппа Телемана (TWV 52:G1) и талантливого композитора-любителя Джованни Энрико Альбикастро (он же — Иоганн Генрих фон Вайсенбург, он же — Вайсенбург фон Бисванг: Концерт №2, ре минор), а также Чаконы Генри Пёрселла (Z 730) и Самуэля Эндлера.
Музыканты ансамбля — профессионалы своего дела и подлинные эксперты в области исторически информированного исполнительства. Их игра впечатляет богатством штрихов и создаёт очень убедительный музыкальный барочный образ.
Сергей Евдокимов