Впервые в рамках XXVI Международного фестиваля оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» Государственный театр оперы и балета при поддержке регионального отделения Союза театральных деятелей России пригласила журналистов ведущих СМИ Коми в Школу критиков.
В качестве «учителей» приглашены выдающиеся театровед и музыковед.
На повышение профессиональных компетенций журналистов и корреспондентов, пишущих о театре, оперных и балетных постановках, отведено два дня.
Сегодня оперный критик, член экспертного совета фестиваля «Золотая маска» Александр Матусевич рассказал о том, как необходимо представлять оперный театр в прессе, чего следует избегать в тексте рецензии, а что, наоборот, необходимо включить в отзыв о спектакле.
Прежде всего, он отметил, что «никаких стандартов и железных правил написания рецензии нет».
“Все зависит от многих факторов. Объем и качество текста – от формата издания, целевой аудитории, количества знаков и самого рецензируемого материала. Например, в России нет необходимости обращаться к сюжету «Евгения Онегина» – его все и так знают, но есть и менее известные публике фабулы, которые следовало бы пересказать,
– начал семинар критик.
По его словам, хорошая рецензия должна быть информационно насыщенной, концептуальной (в соответствии с концепцией постановки), композиционно оформленной. Кроме того, следует избегать снобизма, главным признаком которого является употребление сложной и излишней терминологии.
“Чрезмерное употребление терминов, используемых ради красного словца, напоминает самолюбование и является дурновкусием. Это снобизм и неуважение ко всякой аудитории,
– заметил Александр Матусевич, рассказав о пристрастии одного известного критика к сложной терминологии и любви к неологизмам. Одно из слов из лексикона известного театральной общественности автора, частое употребление которого поразило руководителя семинара, – «нуминозность»:
“От латинского numen – божество, то есть, видимо, он говорит о способности актера создавать на сцене магию, подобно божеству. Почему бы об этом так и не сказать?
Другая крайность – это примитивизация материалов. По мнению Александра Матусевича, абсолютно неподготовленные люди и не откроют рецензию на оперный или балетный спектакль, поэтому ориентироваться на них не стоит.
Ольга Кораблина, оперный и балетный критик, заведующая Кабинетом музыкальных театров СТД России обратила внимание журналистов на то, что если рецензия адресована широкой аудитории, то она должна быть написана «с любовью», в противном случае зритель, и без того не слишком активно посещающий музыкальный театр, и вовсе перестанет в него ходить.
Вторая часть семинара была посвящена разбору оперы Дж. Пуччини «Тоска», премьерой которой вчера открылся фестиваль «Сыктывкарса тулыс». По мнению критиков, постановка главного режиссера театра оперы и балета Ильи Можайского – это абсолютно столичная работа, особенно в части режиссуры и сценографического оформления. Три ведущих партии – Тоски, художника Каварадосси и шефа полиции Скарпиа – исполнили приглашенные солисты.
“С одной стороны, это не отражает уровня театра, с другой – это абсолютно фестивальный формат и возможность для зрителей услышать новые голоса,
– считает Александр Матусевич, высоко оценивший мастерство солиста Мариинского театра и нашего земляка Владимира Ванеева (Скарпиа).
На фоне глубокого драматического баритона, сочетающегося с интереснейшей актерской работой, несколько бледнее выглядели исполнитель роли Каварадосси Чингис Аюшеев (московский Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко) и Тоска – Елена Аюшеева, которая стала солисткой театра оперы и балета РК совсем недавно и до вчерашнего дня не выходила на сцену в таких серьезных партиях.
Завтра Ольга Кораблина расскажет представителям республиканских СМИ о правилах написания рецензии на балет, предметом критического разбора станут два одноактных балета «Жизнь как день» и «Вальпургиева ночь», которые показаны сегодня, во второй день фестиваля.
По итогам семинара его участники напишут рецензии, лучшая работа будет опубликована в театральном журнале «Страстной бульвар».