Прелюдией будущего фестиваля искусств в Хельсинки, который традиционно проходит в Финляндии во второй половине августа, стал единственный концерт Филармонического оркестра Осло, одного из лучших коллективов Северной Европы.
8 марта 2014 норвежские музыканты под управлением Юкка-Пекка Сарасте выступили на сцене Хельсинкского Дома Музыки.
Первое отделение вечера открыла финская оперная певица – сопрано Хелена Юнтунен. В ее исполнении прозвучали вокальные миниатюры скандинавских композиторов: Туре Рангстрёма, Эдварда Грига и Яна Сибелиуса.
Вокально-симфоническая поэма «Луоннотар» Сибелиуса, созданная по мотивам сюжета рун “Калевалы”, повествует о морских странствиях дочери природы, богини-создательницы Земли. Хелена Юнтунен в сопровождении хрупкого, почти невесомого аккомпанемента Филармонического оркестра Осло, мастерски передала смятенный образ скандинавской сильфиды, выраженный в поэтичных звуках лирики Яна Сибелиуса.
Юкка-Пекка Сарасте, ныне возглавляющий Филармонический оркестр Осло, приумножил славу расцвета этого замечательного коллектива, имеющего многолетнюю историю. Еще в 1879 году, благодаря Эдварду Григу и Юхану Свенсену, только что созданный оркестр при обществе «Музыкальная ассоциация Христиании», участвовал в концертах совместно с оркестром театра Христиании под управлением норвежских дирижеров Уле Ульсена и Ивера Хольтера.
В разное время за пультом оркестра Осло стояли корифеи дирижерского искусства: Артур Никиш, Карл Флеш, Сергей Кусевицкий, Бруно Вальтер и Исай Добровейн. С приходом в 1979 году Мариса Янсонса на должность главного дирижера оркестр обрел статус филармонического коллектива, стал активно гастролировать во многих странах мира и делать записи. Вместе с Юкка-Пеккой Сарасте коллектив впервые приехал в финскую столицу.
Гвоздем программы гастролей норвежских музыкантов стала Шестая «Трагическая» симфония Густава Малера. Феноменальная игра музыкантов оркестра Осло (безупречная струнная группа, фантастический духовой сектор) увлекли с первых минут звучания сложнейшей симфонии. Норвежские духовики нисколько не уступают по объему и красоте звука своим голландским коллегам из оркестра Консертгебау.
Особенно выразительны были соло валторны. Норвежка Ингер Бессерудхаген (концертмейстер группы валторн) порадовала высочайшим уровнем игры, тубист Фроде Амундсен и вовсе творил чудеса, насыщая ткань симфонии глубоким протяжным звуком. Колокола в сочетании с пасторальной идиллией коровьих колокольцев (Малер специально ввел в партитуру Шестой симфонии эти инструменты), раздававшиеся в вышине изумительной акустики Хельсинкского Дома Музыки, пленяли и услаждали слух на фоне зыбкой оркестровой ткани.
Юкка-Пекка Сарасте проживал целую жизнь в этой симфонии с ее взлетами и падениями, иллюзиями и разочарованиями. Каждый такт малеровской фрески наполнялся свободным естественным дыханием, верой в прекрасное.
Виктор Александров, Хельсинки (Финляндия), ClassicalMusicNews.ru