Волнение берет верх и у опытных артистов, и у тех, для которых, казалось бы, залы консерватории уже стали родными, а акустика стала привычной.
Конкурсантам сложно побороть волнение, в итоге, от самых ожидаемых артистов получаем хорошее выступление. Не блистательное, не восхитительное, не гениальное, новое, а просто хорошее.
Никаких культурных революций пока не произошло. У многих артистов не было целиком идеальной программы.
“Бах хорош, а вот соната скучная, этюды не по тем клавишам, но в пьесах неплохо звучит, даже рояль поет” – или все наоборот. Подобное описание можно отнести ко многим конкурсантам.
Но моими личными открытиями сегодня стали Александр Ключко (фортепиано, Россия) и Константин Хачикян (фортепиано, Россия). Хотя по большому счету, это все субъективно, а последнее слово остается за мэтрами.
Чаще стали расстраивать ошибки и огрехи в исполнениях. А больше всего огорчает то, что это ни в коем случае не делает артиста хуже остальных. Ну, во-первых, это волнение, о котором писали выше, во-вторых конкурс — это, скорее, состязание на выносливость.
Чтобы выдержать программу, сложность которой выходит за все рамки человеческих возможностей (именно так) — нужна огромная выдержка, физическая сила и героизм.
К тому же, стоит учитывать удачу. Каким бы спокойным и подготовленным ни был артист, равнодушная и суровая фортуна сама выберет кому улыбнуться, а кому нет. Ну или “звезды не сошлись” выступить достойно сегодня и сейчас без помарок.
Публика не перестает удивлять. И если к кашлю у многих более-менее уже выработался иммунитет, то к телефонам — нет. Есть свойство у них зазвонить в самый неподходящий момент.
А сегодня гаджеты словно настойчиво пытались исполнить свою сонату, они сопровождали буквально каждого исполнителя, а иногда и каждое сочинение. Завершается созерцательная вторая медленная часть Сонаты №7 Людвига ван Бетховена в ре-миноре, пианист постепенно переходит в мажорный лад следующей третьей части, как внезапно зазвонил телефон в том же Ре-мажоре.
Когда-нибудь пройдет в мире концерт академической музыки, на котором не прозвучит ни один звонок, я верю, сбудется мечта.
А вечером подвела техника — в Москве прервалась трансляция.
Порадовала отзывчивость организаторов конкурса и слаженность их работы. Активно выпускаются влоги, по просьбам зрителей буклет сделали электронным, все фотографии выставляются на сайте, а у пианистов обновили расписание с выбором инструмента. А в Петербурге во дворе Капеллы расположилась фан-зона канала “Конкурс LIVE”, который работает круглосуточно.
Буквально через час будут известны результаты первого тура, но пока фавориты дня: из пианистов мы выделим Александра Ключко (Россия) за очень тонкую игру, Коки Куроива (Япония) за изящное исполнение этюдов; Константина Хачикяна (Россия) — единственного, кто осмелился взять Моцарта и безупречно его исполнить, а также за невероятно пластичный звук в остальных сочинениях.
Из скрипачей: Леонид Железный (Россия) — невероятно вдумчивое и темброво насыщенное “Размышление” Чайковского; Равиль Ислямов (Россия) всем запомнился яркой Концертной фантазией на темы из оперы “Порги и Бесс” Гершвина.
Посмотрим, оправдались ли наши ожидания или нет, ждем результатов!
Хочу оговориться, что выбор идет между теми исполнителями, которых я успеваю послушать. Возможно вне моего взгляда остались жемчужины, с которыми мне предстоит познакомиться во II туре и финале.
Айдана Кусенова, “Российская газета”