Вот и остался позади XVI Международный конкурс имени П. И. Чайковского, который проходил с 17 по 29 июня 2019 одновременно в двух столицах: в Москве, где состоялось два конкурса по двум специальностям «фортепиано» и «скрипка».
И в Санкт-Петербурге, где проходили конкурсы по четырем специальностям – «виолончель», «сольное пение» и впервые «медные духовые» и «деревянные духовые» инструменты.
Конечно, при всем желании, всюду поспеть было невозможно, даже в одном городе. Но то, с чем удалось соприкоснуться, рассказывает культурный обозреватель портала «Культура двух столиц» Илья Золкин.
Международный конкурс имени П. И. Чайковского – это уникальный, неповторимый, единственный в своем роде музыкальный праздник, который проходит в нашей стране с 1958 года один раз в четыре года. Так же, как чемпионат мира по футболу или зимние и летние Олимпийские игры!
В музыкальном мире этот конкурс является смотром настоящих талантов; на него съезжаются любители музыки и профессионалы со всего мира. Попасть на этот конкурс в качестве участника – неслыханная радость и свидетельство невероятного профессионализма музыканта. Поэтому здесь «главное – не победа, а участие».
В своем вступительном слове перед гала-концертом лауреатов XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского в Московском концертном зале «Зарядье» народный артист России, сопредседатель Оргкомитета конкурса Валерий Гергиев особо подчеркнул: чтобы попасть на этот конкурс, нужны были годы упорного труда. Так что на нем случайных людей не было и быть не могло.
Если первый конкурс проходил по двум специальностям: «фортепиано» и «скрипка», на втором была введена специальность «виолончель», а на третьем — «сольное пение», то в этом году в конкурс вошло шесть специальностей. И среди них конкурс по фортепиано, как, очевидно, издавна повелось, приковывал к себе наибольшее внимание со стороны слушателей, прессы, являясь для них как бы главным конкурсом среди других, в котором собираются сильнейшие музыканты.
В этом году многие музыкальные критики, специалисты и просто любители музыки спорили по поводу того, кто и как играл на первом, втором и на третьем турах в конкурсе по фортепиано. Ведь ряд имен и фамилий им были хорошо знакомы, поскольку ранее они проявили себя как концертирующие пианисты.
Например, Дмитрий Шишкин, Андрей Гугнин, Филипп Копачевский, Арсений Тарасевич-Николаев и самый юный, 17-летний Александр Малофеев, обладатель первой премии и золотой медали VIII Международного юношеского конкурса имени П. И. Чайковского в 2014 году.
Правда, кто-то из них смог выйти на финишную прямую, кто-то сошел с дистанции после первого или второго туров.
Но, тем не менее, все равно главным победителем – обладателем Гран-при конкурса – мог быть только один. И в этот раз им стал человек с русским именем и фамилией, но представитель другой страны, который общался со всеми на языке дальнего зарубежья – французском. Это 22-летний музыкант Александр Канторов из Франции, получивший по результатам третьего тура первую премию и золотую медаль в конкурсе по специальности «фортепиано».
Надо признать, что пианист Александр Канторов покорил многих своим незаурядным талантом. При этом хочется пожелать не только ему, но и всем остальным участникам конкурса, вне зависимости от специальности, как говорят, «доброго пути и счастливого плавания». Потому что, выиграв Международный конкурс имени П. И. Чайковского или поучаствовав в нем, каждый музыкант все равно оказывается в новом статусе, когда на него смотрят другими глазами. Но ему надо еще доказывать, что он не случайно был выбран из сотен претендентов для участия в таком музыкальном празднике.
И действительно невероятно большой музыкальный праздник открылся в Большом зале Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского необыкновенным концертом. За роялем был выдающийся 28-летний пианист Даниил Трифонов, обладатель гран-при XIV Международного конкурса имени П. И. Чайковского, который проходил в 2011 году.
Играя с необыкновенным воодушевлением Первый концерт Чайковского для фортепиано с оркестром в сопровождении Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением маэстро Валерия Гергиева, он поразил всех своим мастерством, дав тем самым некое напутствие всем участникам предстоящего смотра. И этот уровень, заданный Даниилом Трифоновым на церемонии открытия, они старались держать, как могли. Надо сказать, что им это в большей степени удавалось.
Нельзя не отметить, что все конкурсные прослушивания пользовались неиссякаемым зрительским ажиотажем и проходили с аншлагом, что свидетельствует о том, что интерес к классической музыке в нашей стране достаточно высок, несмотря на то, что никакой пропаганды среди массовой аудитории не наблюдалось. Хотя свою лепту в это вносили сарафанное радио и высокий статус самого конкурса.
Сотни зрителей ежедневно приходили в Большой зал консерватории, в том числе на лишний билетик: попасть на конкурсные прослушивания для многих было просто чудом и праздником, который запомнится надолго.
То же можно сказать о гала-концерте лауреатов конкурса в Московском концертном зале «Зарядье» на торжественной церемонии закрытия, и о концертах, которые проходили в Санкт-Петербурге, попасть на которые считалось большим счастьем.
Немаловажно, что среди членов жюри конкурса по разным специальностям были лучшие профессионалы своего дела из разных стран. В том числе из России, Франции, Германии, Ирландии, Польши и других стран.
Председателем жюри по специальности «фортепиано» был пианист-виртуоз, народный артист России Денис Мацуев. Сэр Клайв Гиллинсон (Великобритания), директор и художественный руководитель Карнеги-холла (Нью-Йорк) возглавлял жюри по специальности «виолончель». Мартин Энгстрём (Швеция), основатель и руководитель Международного фестиваля и Академии в Вербье (Швейцария) возглавлял жюри по специальности «скрипка».
Примечательно, что в 2015 году он был удостоен премии имени Д. Д. Шостаковича на церемонии, проходившей в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С.Пушкина.
А Сара Биллингхёрст Соломон (США), в прошлом заместитель генерального директора по художественным вопросам в Метрополитен-опере, возглавляла жюри конкурса по специальности «сольное пение», который проходил в Санкт-Петербурге в Мариинском театре.
Среди членов этого жюри была одна из ведущих оперных солисток в мире, народная артистка Татарстана и заслуженная артистка России Альбина Шагимуратова, обладательница первой премии и золотой медали XIII Международного конкурса имени П. И. Чайковского в 2007 году.
Так что нельзя не сказать, что конкурс удался, интерес к нему был огромным и что все любители музыки с нетерпением уже ждут следующего Международного конкурса имени Петра Ильича Чайковского – этого великого композитора и человека.
Но следующий конкурс пройдет только в 2023 году. Так что стоит подождать.
Илья Золкин, “Культура двух столиц“